Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев)
Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев)
Иларион (Алфеев) (род. 1966), митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Синодального Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятель храма Всех скорбящих Радосте на Ордынке и Патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В миру Алфеев Григорий Валериевич, родился 24 июля 1966 года в Москве.

С 1973 по 1984 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 1981 году поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке города Москвы. С 1983 года иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

С 1984 по 1986 года служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня того же года в том же соборе рукоположен во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином.

19 августа того же года в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюс по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием.

В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, селе Колайняй и селе Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил филиал аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В 19911993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в Московских духовных школах. В 19921993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

Еп. Иларион (Алфеев)
Еп. Иларион (Алфеев)
В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии.

В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений (с августа 2000 года - связей) Московского Патриархата, с августа 1997 года по 2002 год возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

Архиеп. Иларион (Алфеев)
Архиеп. Иларион (Алфеев)
С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

Заместитель главного редактора журнала "Церковь и время".

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

На Пасху 2000 года в Свято-Троицком храме в Хорошеве города Москвы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан игумена.

27 декабря 2001 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 года в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита.

10 января того же года в храме в Синодальной патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение [1], а 14 января в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией - архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Сергиевский Василий, Орехово-Зуевский Алексий и Дмитровский Александр.

Синодальным определением от 17 июля 2002 года "в связи с расширением диалога Русской Православной Церкви с европейскими международными организациями Священный Синод принял решение о преобразовании постоянной делегации Московского Патриархата при Европейском Союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях. Представительство расположится в Брюсселе. Главой указанного Представительства определено быть Преосвященному Илариону с титулом епископа Подольского, викария Московской епархии".

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности, также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (с 27 июля 2009 года - название аспирантуры расширено до «Общецерковная аспирантура и докторантура» с присвоением имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.

9 апреля того же года назначен настоятелем храма Всех скорбящих Радосте на Ордынке.

20 апреля 2009 года возведён в сан архиепископа.

27 мая того же года решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей.

С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

18 августа того же года назначен настоятелем Патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

В 2010 году избран почётным доктором Российского государственного социального университета и почётным профессором Русской христианской гуманитарной академии [2].

По благословению патриарха и Священного Синода владыка Иларион несёт многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную Церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ "Вера и церковное устройство", Постоянной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Член редакционной коллегии журналов "Богословские труды" (Москва), "Церковь и время" (Москва), "Вестник Русского христианского движения" (Париж-Москва), "Studia Monastica" (Барселона), научно-исторической серии "Византийская библиотека" (Санкт-Петербург).

Награды, членства

  • Церковные:
    • грамоты патриарха Московского и всея Руси (1996 и 1999).
    • медалью Польской Православной Церкви блгв. кн. Константина Острожского (2003).

  • Светские:
    • медаль Литовской Республики "За мужество и самопожертвование" (1992).

Труды

Автор более 400 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

  • Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.-Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. 2-е изд. переработанное - Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2000. 3-е изд. - Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004. 4-е изд. - Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2005.
  • Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 1-2. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996.
  • Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. 505 с. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001.
  • Духовный мир преподобного Исаака Сирина. М..: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. 323 с. 2-е изд., исправленное и дополненное. СПб.: "Алетейя", 2002. 288; СПб.: Алетейя, 2005. 288 с.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Изд. 2-е. Спб.: Алетейя, 2001.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. Перевод с греческого. М.: Изд-во "Зачатьевский монастырь", 1998.
  • Восточные Отцы и учители Церкви IV века: Антология. Т. 1-3. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1998-1999.
  • Ночь прошла, а день приблизился: Проповеди и беседы. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999.
  • Православное богословие на рубеже эпох: Статьи, доклады. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999. 2-е изд., доп. Киев: Дух i лiтера, 2002. 534 с.
  • Восточные Отцы и учители Церкви V века: Антология. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2000.
  • Вы - свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001. 2-е изд. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004.
  • Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001; 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2005. 432 с.
  • О молитве. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001. 2-е изд. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004.
  • Человеческий лик Бога. Проповеди. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001.
  • Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров: В двух томах. СПб.: "Алетейя", 2002.
  • Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского. М.: Изд-во "Зачатьевский монастырь", 1998. Изд. 2-е. СПб.: Алетейя, 2002.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. "Прииди, Свет истинный". Избранные гимны в стихотворном переводе с греческого. СПб.: Алетейя, 2000.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001.
  • Во что верят православные христиане?: Катехизические беседы. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004. 174 с.
  • Православное свидетельство в современном мире: Доклады, интервью, слова. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 416 с.
  • St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  • The Spiritual World of Isaac the Syrian. // Cistercian Studies No 175. Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 2000.
  • The Mystery of Faith. Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
  • Le mystere de la foi. Introduction a la theologie dogmatique orthodoxe. Paris: Cerf, 2001.
  • L'Univers spirituel d'Isaac le Syrien. Bellefontaine, 2001.
  • La gloria del Nome. L'opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all'inizio dell XX secolo. Edizioni Qiqajon. Bose, Magnano, 2002.
  • Uskon mysteeri. Johdatus ortodoksineen dogmatiseen teologiaan. // Ortodoksisen kirjallisuuden Julkaisuneuvosto. Jyvaskyla, 2002.
  • Symeon le Studite. Discours ascetique. Introduction, texte critique et notes par H. Alfeyev. // Sources Chretiennes 460. Paris: Cerf, 2001.
  • Geheimnis des Glaubens. Einfuhrung in die orthodoxe dogmatische Theologie. Aus dem Russischen uberzetzt von Hermann-Josef Rohrig. Herausgegeben von Barbara Hallensleben und Guido Vergauwen. Universitatsverlag Freiburg Schweiz, 2003.
  • La forza dell'amore. L'universo spirituale di sant'Isacco il Syro. Bose: Qiqajon, 2003.
  • Cristo Vincitore degli inferi. Bose: Qiqajon, 2003.
  • Le mystere sacre de l'Eglise. Introduction a l'histoire et a la problematique des debats onomatodoxes. Fribourg: Academic Press, 2005.
  • O agioj Isaak o Suroj. O pneumatikoj tou kosmoj. Aqhna: Akritaj, 2005.

Использованные материалы



[1]  http://www.sedmitza.ru/news/416185.html

[2]  http://www.doctorantura.ru/ru/rektor

Редакция текста от: 23.12.2010 04:39:24
Последняя подтвержденная редакция: 28.12.2024 17:46:41

"ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google