![]() |
Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский |
Память 11 октября (Греч.), в Соборах Ватопедских святых, Константинопольских святителей (Греч.) и в пятую неделю Великого поста (Греч.)
В миру Фока, родился около 1300 года в Фессалониках от матери, по происхождению еврейки. Получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Фока очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.
Вначале подвизался в монастыре Ватопед, где встретился со святым Саввой Христа ради юродивым, стал его учеником, а впоследствии - написал его житие. Затем жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со святителем Григорием Паламой, которому также впоследствии составил прекрасное биографическое описание. В 1339 году подписал Святогорский томос.
В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским.
В отношении вопроса об исихазме он разделял сторону свт. Григория Паламы и резко выступал против учения Варлаама Калабрийского. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина.
С окончанием гражданской войны 1341-1347 годов был избран митрополитом Ираклийским с титулом "председатель осыпаемых почестями", данным патриархом Исидором.
В 1350 году принял участие в хиротонии святителя Каллиста I Агиорита в сан патриарха.
В 1351 году участвовал в Соборе посвященном вопросам исихазма. Указывал на важную роль святителя Григория Паламы и подписал соборный томос [1], который вероятно и составил [2].
После ухода в монастырь патриарха Каллиста, отказавшегося короновать сына Иоанна Кантакузина, Матфея при жизни законного императора Иоанна Палеолога, 14 августа 1353 года Синод низложил Каллиста и избрал на его место в соответствии с указаниями Иоанна Кантакузина Филофея Коккина. В феврале 1354 года короновал Матфея Кантакузина соправителем отца [3].
В 1354 году поставил митрополитом Киевским и всея Руси свт. Алексия, даровав ему настольную грамоту подписанную им 30 июня того же года.
Первый срок патриаршества прервался в ноябре 1354 года, в связи с отречением от власти Иоанна Кантакузина и вступлением на императорский престол Иоанна Палеолога, бояться которого у Филофея Коккина были политические причины. Филофею пришлось оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Однако тот же Иоанн Палеолог через некоторое время, после смерти святителя Каллиста, вновь призвал Филофея Коккина на патриарший престол в 1364 году.
В 1368 году соборно была признана святость святителя Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты.
Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский Собор для восстановления единства церквей. Патриарх Филофей энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян.
Около 1372 года патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому грамоту, в которой благословил преподобного Сергия и советовал ему ввести в своем монастыре общежительный устав и подарок: параман, схиму и крест-мощевик, который ныне хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры [4].
В 1376 году патриарх Филофей ушел на покой по причине глубокой старости. Скончался в 1379 году. По другим данным, согласно материалам "Богословско-церковного словаря", Филофей Коккин вместе с имп. Иоанном V Палеологом в 1376 году был свергнут в результате прогенуэзского переворота Андроника IV и год спустя умер в заточении.
Патриарх Филофей был похоронен с царскими почестями в монастыре Христа Непостижимого (τοῦ ᾿Ακαταλήπτου). Его могила прославилась чудесами. Вскоре он стал почитаться как святой, была написана его икона в храме монастыря Расава в Сербии жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII века анонимный монах из монастыря Филофей написал его житие и последование для богослужения. На Афоне имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микраяннанитом.
Сочинения
Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды, в том числе догматические и опровержительные-полемические сочинения против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Написал жизнеописания святых и подвижников благочестия, главным образом - святогорских, таких как свт. Григорий Палама, патр. Исидор I Вухир, прп. Герман Марулис, прп. Савва Ватопедский и прп. Никодим Новый, он также написал о св. Анисии, вмч. Димитрии Мироточивом, святых апостолах, трех святителях, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, вмч. Феодоре Тироне и др. Его труды представляют собой беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву и истории, поэзию, молитвы.
Он был глубоким богословом, автором синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Вели́кий защи́титель ве́рных показа́лся еси́. / Твою́ боже́ственную па́мять почти́м, / патриа́рхов изря́дная похвало́, / священноявле́нне треблаже́нне Филофе́е, / Варлаа́мову пре́лесь вои́стину посече́, / и Акинди́на хитросплете́ния ниспрове́рже, / те́мже всему́дре, / моли́ Христа́ Бо́га, // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак
Све́ту трисо́лнечному осия́вшу тя богому́дре, / богосло́в бысть пребоже́ственныя Тро́ицы, / сло́вом вы́шния прему́дрости обогати́вшеся, / излива́л еси́ отону́ду богому́дрия струи́, / от ни́хже пию́щия зове́м ти, // ра́дуйся треблаже́нне Филофе́е всему́дре.
Литература
- Άγιοσ Φιλόθεοσ Κόκκινοσ, Ο Οικουμενικόσ Πατριάρχησ, Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря. Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007:
- Άγιος Φιλόθεος ο Κόκκινος Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης, сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής(Православный Месяцеслов) (греч.):
- Филофей Коккин. Краткая биографическая справка, портал Богослов.Ru:
Использованные материалы
- Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский, "Православный Апологет", 2011 (Источник: Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря):
- Филофей Коккин. Материалы к "Богословско–церковному словарю" // Богословские труды. Сб. 30. - М., 1990. - С. 334:
[1] Подпись святителя в конце текста томоса: "Смиренный митрополит Ираклии председатель почетнейших и экзарх всей Фракии и Македонии Филофей." См. Соборный томос, изложенный божественным и священным собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога (1351), черновой пер. Александра Ромиопулоса/Корнакова по Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407, http://rwmiosini.blogspot.com/2017/06/1-1351.html
[2] Как пишет прот. Иоанн Мейендорф, "В предисловии к Антирритикам против Григоры св. Филофей, кажется, утверждает, что он сам - автор Томоса (Против Григоры Антирритика I // Filoqevou Kokkivnou DogmatikaV e[rga. I. 20.31-32), но его слова можно истолковать и как относящиеся к совместному деянию собора." См. Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы, ч. 2: "Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский", https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/zhizn-i-trudy-svj...y/2
[3] Родионов О. А., "Каллист I (патриарх Константинопольский)", Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527, http://www.pravenc.ru/text/1320095.html, со ссылкой на Cantacus. Hist. 4. 38. T. 3. P. 275. 20 - 276. 2.
[4] Монах Моисей Святогорец. Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/pamjat-svjatitelja...go/