Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Млекопитательница. Фреска VI-VII вв. Сирийский монастырь в Вади-Натрун.
Млекопитательница. Фреска VI-VII вв. Сирийский монастырь в Вади-Натрун.
Млекопитательница (греч. Γαλακτοτροφούση) - иконографический тип образов Божией Матери на которых Она кормит грудью Богомладенца

Толкование

Существует несколько направлений богословского осмысления образа. Во-первых, к сюжету на иконе можно отнести евангельские строки: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие" (Лк. 11, 27). Именно эти строки послужили наименованием иконы "Блаженное Чрево" - старейшего из чтимых на Руси изводов образа "Млекопитательницы".

Иконография также позволяет провести параллель с новозаветным понятием о "молоке" и "твердой пище" - кормление Матери уподобляется действию Бога, который кормит нас "чистым словесным молоком" (1 Пет 2, 2), чтобы мы, возрастая, переходили от молочной к "твердой пище" (Евр. 5,12) [1].

Другое направление толкования сосредотачивается на теме молока в груди Божией Матери. Климент Александрийский писал, что оно имеет божественную природу, оно есть Логос, потому что состоит из Тела и Крови Христовой. Молоко Богородицы, согласно Клименту, есть "напиток бессмертия" [2]. Это осмысление позволяет толковать образ Млекопитательницы как изображение Евхаристии [3].

Исторический контекст закрепления иконографии "Млекопитательницы" показывает её значимость в противостоянии с крайними монофизитами - юлианистами, - с целью подчеркнуть непризрачность вочеловечения Христова. Икону "Млекопитательница" называют "защитницей и зримым воплощением учения Церкви о соединении двух природ во Христе" [4]. В этой связи характерно раннее распространение этой иконографии в регионах, особо подверженных монофизитству - в первую очередь в Египте.

В новейшей русской практике заметно распространение "сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей" - к иконе Божией Матери "Млекопитательница" обычно обращаются за помощью кормящие матери; считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей [5].

Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме.
Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме.

История

Образ является одним из древнейших иконографических типов Богоматери с Младенцем Христом. Его можно найти уже в катакомбах святой Прискиллы в Риме, на фреске датируемой приблизительно 225 годом. На изображении Приснодева Мария кормит Богомладенца сидящего на Её пречистых руках; в левой части композиции изображение пророка, указывающего на Вифлеемскую звезду.

Богородица кормящая Богомладенца. Фреска ок. V-VII вв. Северная апсида Красного монастыря близ Сохага, Египет.
Богородица кормящая Богомладенца. Фреска ок. V-VII вв. Северная апсида Красного монастыря близ Сохага, Египет.
Сюжет Богородицы-Млекопитательницы устойчиво прослеживается в древней коптской традиции: он нередко появляется в стенных росписях монашеских келий коптских монастырей V-VI веков. По замечанию Элизабет Болман, этот тип изображения сложился в монашеской мужской среде [6]. Влияние на сложение этого типа иконографии вероятно оказала традиция изображений египетской языческой богини Исиды кормящей младенца Гора (Гарпократа).

Богородица-Млекопитательница. Фреска ок. 1330 г. Верхняя часть южной стены притвора храма Богородицы-Одигитрии Печской Патриархии.
Богородица-Млекопитательница. Фреска ок. 1330 г. Верхняя часть южной стены притвора храма Богородицы-Одигитрии Печской Патриархии.
Первоначально образ Млекопитательницы получил наиболее широкое распространение на востоке христианского мира. В Константинополе он известен в миниатюрах XI-XII веков [7]. В XIII веке изображения Млекопитательницы распространяются в западноевропейском искусстве (особенно в Италии) и на Балканах. Подробнее иконография Богородицы, кормящей грудью Младенца-Христа, рассмотрена в трудах Катлера [8] и Татича-Бурича [9].

В иконописной традиции все иконы с этим сюжетом могут причислятся к типу Млекопитательница. Наиболее прославленная чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательницы", также именуемая "Типикарницей" (см. подробнее), по преданию принадлежала преподобному Савве Освященному, а затем была перенесена святителем Саввой Сербским на Афон. Именно этот образ является первичным по отношению к большинству ныне бытующих списков.

Другим чтимым образом "Млекопитательницы" является фреска в притворе церкви Богородицы-Одигитрии в Печской Патриархии, написанная около 1330 года. Здесь Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела. Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Невесто Неневестная".

Первой иконой "Млекопитательницы" получившей особое почитание на Руси стал образ принесённый в Москву из Бари на исходе XIV века. Получив наименование "Блаженное чрево", этот образ оставался одной из важных святынь Благовещенского собора Московского Кремля вплоть до утраты в XX веке.

Образ Божией Матери "Млекопитательница". Икона XV в. Афонский Григориевский монастырь.
Образ Божией Матери "Млекопитательница". Икона XV в. Афонский Григориевский монастырь.
Примечательным образом Млекопитательницы является икона Афонского Григориевского монастыря датированная XV веком.

Использованные материалы

  • Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой : Сб. статей / Науч. ред. Бобров Ю.Г., сост. Бобров Ю.Г.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2013. 404 с. C. 154-158:
  • "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы:
  • Патрикеев О. В., "Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения", доклад на Международной научной конференции Афон - Светоч Православия. Взаимодействие культур, официальный сайт прихода Всеволожского Троицкого храма, 26 января 2017:



[1]  Такое осмысление находим в ст. "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы, http://www.mlekopit.ru/history/history.php

[2]  Clement of Alexandria. Paed. I. VI. P. 17.

[3]  Эта цепь рассуждений прослежена в ст. Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой : Сб. статей / Науч. ред. Бобров Ю.Г., сост. Бобров Ю.Г.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2013. 404 с. C. 154-158, http://repin-book.ru/bobrov-restavracia-icon-afon.html

[4]  Патрикеев О. В., "Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения", доклад на Международной научной конференции Афон - Светоч Православия. Взаимодействие культур, официальный сайт прихода Всеволожского Троицкого храма, 26 января 2017, http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozh...sa/

[5]  "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы, http://www.mlekopit.ru/history/history.php

[6]  Bolman E. The Enigmatic Coptic Galaktrophousa and the cult of the Virgin Mary in Egypt // Images of the Mother of God. Perceptions of the Theotokos in Byzantinium / Ed. by Maria Vassilaki. Ashgate, 2005. P. 16.

[7]  Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // В. Н. Лазарев. Византийская живопись. М. : Наука, 1971. С. 278.

[8]  Cutler A. The Cult of the Galaktrophusa in Byzantinium and Italy // Juhrbuch der Osterreichischen Byzantinistik, 37 (1987). P. 335-350.

[9]  Татиh-Буриh M. Богородица Млекопитательница // Зборник за ликовне уметности, 26. Нови Сад, 1990.

Редакция текста от: 13.04.2019 16:17:17

"МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google