Млекопитательница. Фреска VI-VII вв. Сирийский монастырь в Вади-Натрун. |
Толкование
Существует несколько направлений богословского осмысления образа. Во-первых, к сюжету на иконе можно отнести евангельские строки: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие" (Лк. 11, 27). Именно эти строки послужили наименованием иконы "Блаженное Чрево" - старейшего из чтимых на Руси изводов образа "Млекопитательницы".
Иконография также позволяет провести параллель с новозаветным понятием о "молоке" и "твердой пище" - кормление Матери уподобляется действию Бога, который кормит нас "чистым словесным молоком" (1 Пет 2, 2), чтобы мы, возрастая, переходили от молочной к "твердой пище" (Евр. 5,12) [1].
Другое направление толкования сосредотачивается на теме молока в груди Божией Матери. Климент Александрийский писал, что оно имеет божественную природу, оно есть Логос, потому что состоит из Тела и Крови Христовой. Молоко Богородицы, согласно Клименту, есть "напиток бессмертия" [2]. Это осмысление позволяет толковать образ Млекопитательницы как изображение Евхаристии [3].
Исторический контекст закрепления иконографии "Млекопитательницы" показывает её значимость в противостоянии с крайними монофизитами - юлианистами, - с целью подчеркнуть непризрачность вочеловечения Христова. Икону "Млекопитательница" называют "защитницей и зримым воплощением учения Церкви о соединении двух природ во Христе" [4]. В этой связи характерно раннее распространение этой иконографии в регионах, особо подверженных монофизитству - в первую очередь в Египте.
В новейшей русской практике заметно распространение "сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей" - к иконе Божией Матери "Млекопитательница" обычно обращаются за помощью кормящие матери; считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей [5].
Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме. |
История
Образ является одним из древнейших иконографических типов Богоматери с Младенцем Христом. Его можно найти уже в катакомбах святой Прискиллы в Риме, на фреске датируемой приблизительно 225 годом. На изображении Приснодева Мария кормит Богомладенца сидящего на Её пречистых руках; в левой части композиции изображение пророка, указывающего на Вифлеемскую звезду.
Богородица кормящая Богомладенца. Фреска ок. V-VII вв. Северная апсида Красного монастыря близ Сохага, Египет. |
Богородица-Млекопитательница. Фреска ок. 1330 г. Верхняя часть южной стены притвора храма Богородицы-Одигитрии Печской Патриархии. |
В иконописной традиции все иконы с этим сюжетом могут причислятся к типу Млекопитательница. Наиболее прославленная чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательницы", также именуемая "Типикарницей" (см. подробнее), по преданию принадлежала преподобному Савве Освященному, а затем была перенесена святителем Саввой Сербским на Афон. Именно этот образ является первичным по отношению к большинству ныне бытующих списков.
Другим чтимым образом "Млекопитательницы" является фреска в притворе церкви Богородицы-Одигитрии в Печской Патриархии, написанная около 1330 года. Здесь Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела. Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Невесто Неневестная".
Первой иконой "Млекопитательницы" получившей особое почитание на Руси стал образ принесённый в Москву из Бари на исходе XIV века. Получив наименование "Блаженное чрево", этот образ оставался одной из важных святынь Благовещенского собора Московского Кремля вплоть до утраты в XX веке.
Образ Божией Матери "Млекопитательница". Икона XV в. Афонский Григориевский монастырь. |
Использованные материалы
- Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой : Сб. статей / Науч. ред. Бобров Ю.Г., сост. Бобров Ю.Г.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2013. 404 с. C. 154-158:
- "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы:
- Патрикеев О. В., "Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения", доклад на Международной научной конференции Афон - Светоч Православия. Взаимодействие культур, официальный сайт прихода Всеволожского Троицкого храма, 26 января 2017:
[1] Такое осмысление находим в ст. "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы, http://www.mlekopit.ru/history/history.php
[2] Clement of Alexandria. Paed. I. VI. P. 17.
[3] Эта цепь рассуждений прослежена в ст. Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой : Сб. статей / Науч. ред. Бобров Ю.Г., сост. Бобров Ю.Г.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2013. 404 с. C. 154-158, http://repin-book.ru/bobrov-restavracia-icon-afon.html
[4] Патрикеев О. В., "Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения", доклад на Международной научной конференции Афон - Светоч Православия. Взаимодействие культур, официальный сайт прихода Всеволожского Троицкого храма, 26 января 2017, http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozh...sa/
[5] "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы, http://www.mlekopit.ru/history/history.php
[6] Bolman E. The Enigmatic Coptic Galaktrophousa and the cult of the Virgin Mary in Egypt // Images of the Mother of God. Perceptions of the Theotokos in Byzantinium / Ed. by Maria Vassilaki. Ashgate, 2005. P. 16.
[7] Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // В. Н. Лазарев. Византийская живопись. М. : Наука, 1971. С. 278.
[8] Cutler A. The Cult of the Galaktrophusa in Byzantinium and Italy // Juhrbuch der Osterreichischen Byzantinistik, 37 (1987). P. 335-350.
[9] Татиh-Буриh M. Богородица Млекопитательница // Зборник за ликовне уметности, 26. Нови Сад, 1990.