Свт. Савва I Сербский. Фреска |
Память 12 января, 14 января (Серб. [1], Греч. [2], Румын. [3], Албан. [4], РПЦЗ [5]), 6 мая (перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб. [6]), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб. [7]), в Соборах Сербских святителей, Афонских преподобных, Ватопедских святых и преподобных русских Святогорцев [8]
В миру Ростислав Растко, родился в 1169 году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.
В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь.
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в 1186 году.
Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.
В Хилендарском монастыре преподобный Савва был рукоположен во диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита.
Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня, призванный стать центром Сербской Церкви.
15 августа 1219 года был хиротонисан во епископа Сербского с возведением в достоинство архиепископа. Хиротонию в Никее возглавил Константинопольский патриарх. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями.
Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, "исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая". По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - "имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?" - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва в 1222 году венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю "со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу". Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Иоанна Асена.
Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых.
Скончался в 1237 году в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Иоанна Асена.
Сожжение мощей свт. Саввы на Врачаре |
Мощи и почитание
Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии, Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию. Болгарский царь Иоанн Асен II, тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, "зачем он уступает такое сокровище". Однако, сербы чтили святого не менее болгар - их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево, в честь чего установлено празднество 6 мая. Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Мощи почивали в Милешевской обители до 1594 года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля [9] сжёг на холме Врачар.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель был еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Тем, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1
Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́рбии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и род его́ чу́дный, святи́теля, - глаго́лю, - Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.
Кондак, глас 8
Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.
Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6
Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.
Свт. Савва Сербский |
Труды
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.
Использованные материалы
- Житие на сайте Православие.Ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life199.htm - житие из календаря
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6910.htm - житие из календаря
- Кузеванов Олег, "Монастырь Милешево" // Православие.Ru, 12 июня 2001
- Мелькова Мария, "Жича - себская притча" // Православие.Ru, 4 января 2002
[1] "Цкрвени календар" на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=502&L=2.
[2] Месяцеслов на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=1&id=133
[3] Страница румынского сайта CALENDAR ORTODOX - SFINTII ZILEI, http://www.calendar-ortodox.ro/luna/ianuarie/ianuarie14.htm.
[4] Официальный календарь Албанской Православной Церкви Kalendari 2015, http://ru.scribd.com/doc/251491537/Kalendari-2015.
[5] Официальный сайт Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене, http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru.
[6] "Цкрвени календар" на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=512&L=2; сербский Црквени календар, http://crkvenikalendar.com/datum-2015-5-19
[7] "Цкрвени календар" на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=512&L=2 ; сербский Црквени календар, http://crkvenikalendar.com/datum-2015-5-10
[8] В греческом календаре также 3 ноября отмечена память сретения святых сына и отца, Саввы и Симеона Мироточивого в Ватопедском монастыре в 1196 году.
[9] Точная дата - по ст. "В Сербии почтили память святого Саввы Сербского", официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/642548.html