МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона Божией Матери "Млекопитательница-Типикарница". После реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря "Типикарница", Карея, Афон.
Икона Божией Матери "Млекопитательница-Типикарница". После реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря "Типикарница", Карея, Афон.
Икона Божией Матери "Млекопитательница" (греч. Γαλακτοτροφούσης - "Галактотрофуса"), также именуемая Хиландарской "Типикарницей"

Образ "Млекопитательницы-Типикарницы" Хиландарской является основным для иконографического типа "Млекопитательница" (см. подробнее), в котором показана Божия Матерь кормящая грудью Богомладенца

Празднование 12 января, 3 июля (Греч. [1])

По церковному преданию, чудотворная икона "Млекопитательница" принадлежала преподобному Савве Освященному и находилась в лавре его имени близ Иерусалима. Перед кончиной святой предрёк, что обитель посетит соимённый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ.

Более шести веков спустя, в XIII столетии, обитель посетил святитель Савва Сербский - сын Сербского жупана и первый архиепископ Сербии. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы-"Млекопитательницы", стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали владыке завещанную ему святыню вместе с другой иконой Божией Матери - "Троеручицей"), и игуменским жезлом.

Иконостас храма Карейской испостницы св. Саввы Хиландарского монастыря. Фото нач. XXI в.
Иконостас храма Карейской испостницы св. Саввы Хиландарского монастыря. Фото нач. XXI в.
Святитель Савва перенёс икону в основанный им Хилендарский монастырь на Афоне. Местом её постоянного пребывания стала церковь при келлии святителя в Карее - испостнице святого Саввы Освященного. Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав ("Типик"), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. Келлия, в которой остался и сам "Типик" святителя, стала называться "Типикарницей" (греч. Κελλί των Καρυών "Τυπικαριό"), вследствие чего то же название было присвоено и иконе. Примечательно то, что чтимую икону Божией Матери установили в иконостас не по левую сторону от царских врат, как это делают обычно, а по правую, там где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.

Сохраняемая ныне в келлии святого Саввы икона "Млекопитательницы-Типикарницы" считается произведением конца XVII века. Этот образ, в свою очередь, послужил образцом для списка 1784 года, написанной монахом Макарием из Галатиссы [2]. Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х годах. Тогда же он, вероятно, и поновил саму чудотворную икону "Млекопитательницы" с тем, приблизив к новой стилистике своего иконостаса. Поновление иконы делалось и в XIX веке. В ходе обновлений XVIII–XIX веков были переписаны лики Божией Матери и Богомладенца, а также фигуры ангелов; фон был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями; мафорий Богоматери - украшен растительным орнаментом синего цвета.

В 2002-2004 годах Греческое управление охраны памятников и Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовали несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар. В это время при участие русских специалистов икона "Млекопитательница" была отреставрирована и частично раскрыта от более поздних наслоений.

Икона Божией Матери "Млекопитательница-Типикарница". До реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря "Типикарница", Карея, Афон.
Икона Божией Матери "Млекопитательница-Типикарница". До реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря "Типикарница", Карея, Афон.

Описание

Размер иконы - 122,5 × 87. На иконе представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела.

Моделировка ликов выполнена сильно разбеленной розоватой охрой поверх темного подготовительного тона санкиря. Света на ликах положены плотным слоем нанесенной штрихами краски. Такая техника личного письма согласуется с традиционными приемами пост-византийской живописи, передающей округлость форм. Золотая корона на голове Божией Матери украшена каменьями и крестами, написанными прозрачными лессировочными красками. Гиматий Христа и мафорий Богородицы выполнены золотом и серебром с лессировками прозрачным слоем кармина и оранжево-красной краски (гиматий Богомладенца). Зеленые хитоны Божией Матери и Христа украшены золотыми и серебряными растительными орнаментами. По золотой кайме мафория Богородицы идет лента буквенного орнамента. Стилистика хиландарской иконы близка не только другим иконам позднего XVII века из афонских монастырей, в том числе Хиландара, но во многом созвучна русской иконописи этого периода

Первоначальный светло-зеленый, разбеленный цвет фона, открытый в результате пробных тестов в 2002-2004 годах, оставили под поздней темно-синей записью в силу плохой сохранности красочного слоя оригинала. На нижнем поле открыта датирующая надпись, выполненная красной киноварной краской: несмотря на утраты части текста, из надписи ясно, что икону заказал иеромонах Максим из Печской Патриархии при архиепископе Арсении и хиландарском игумене Симеоне в 1690-х годах (последняя цифра даты утрачена).

Икона украшена вотивными серебряными, золочеными накладками с рельефными орнаментами: нимбы Христа и Богородицы, корона на голове Богоматери, вифлеемские звезды на лбу и плечах Богородицы, накладки на руках и манжетах, два картуша на фоне с греческой надписью.

Списки

Иногда списками иконы "Млекопитательницы-Типикарницы" называют известные на Руси образа именуемые "Блаженное чрево" и "Млекопитательница" Крестогорская, однако их иконография представляет собой несколько отличные изводы иконографического типа "Млекопитательницы".

Чудотворный список образа Божией Матери "Млекопитательница". Икона не позднее сер. XIX в. Кириакон Афонского Ильинского скита.
Чудотворный список образа Божией Матери "Млекопитательница". Икона не позднее сер. XIX в. Кириакон Афонского Ильинского скита.

Из Афонского Ильинского скита

Особой известностью пользуется чудотворный список иконы "Млекопитательницы" из Афонского Ильинского скита. Время и место написания этого образа неизвестно. Стиль письма соответствует барокко XVIII века. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два дополнительных овальных изображения - святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ей другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика. В свою очередь Онисим благословил ей своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия, который отправился с ней в Россию для сбора пожертвований [3].

Этот список прославился в 1848 году, когда был привезён в Россию схимонахом Игнатием. В Харькове от иконы было явлено первое чудо - у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки, после чего покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление. За этим первым чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве. На средства Лепёшкина икона была украшена позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями [4]. На задней стороне иконы, на серебряной доске, были вырезаны описания чудес, бывших от этой иконы.

Также с Афонским Ильинским скитом связано происхождение известных списков иконы Божией Матери "Млекопитательницы", находящихся ныне в Москве и Одессе. Оба были присланы в Россию настоятелем скита преподобным Гавриилом на исходе XIX века.

Московский

Ныне этот список хранится в главном приделе Московского Богоявленского собора. Пресвятая Богородица изображена под венцом, который поддерживают коленопреклоненные ангелы; по бокам - предстоящие святитель Николай Чудотворец и пророк Иоанн Предтеча. Происхождение иконы отражено в надписи на ней следующего содержания:

Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы "Млекопитательница", принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год [5].

Икона Божией Матери "Млекопитательница" привезенная с Афона прп. Гавриилом Афонским. Одесский Успенский монастырь.
Икона Божией Матери "Млекопитательница" привезенная с Афона прп. Гавриилом Афонским. Одесский Успенский монастырь.
Одесские

Одесский список являлся главным образом храма Ильинского подворья, который был воздвигнут в 1894-1896 годах и освящён в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", а ныне является собором Одесского Ильинского монастыря. Икона эта теперь пребывает в Одесском Успенском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: части ризы Спасителя и хитона Богородицы.

Около начала 2000-х был также обретён аналойный список "Млекопитательницы" Ильинского скита с собственноручной надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского. Ныне этот список пребывает в соборе Ильинского монастыря в Одессе [3].

Икона Божией Матери "Млекопитательница".  Список XX в. (?). Соборный храм Тульского Богородичного Щегловского монастыря.
Икона Божией Матери "Млекопитательница". Список XX в. (?). Соборный храм Тульского Богородичного Щегловского монастыря.

В Щегловской обители

Среди выдающихся событий, сопровождавших пребывание списка иконы "Млекопитательницы" из Ильинского скита в России в 1848 году, особое значение принадлежит решению преуспевающего Московского купца Василия Ивановича Макарухина, будущего преподобного Варсонофия Щегловского. В то время, молясь перед чудотворным образом "Млекопитательницы" в Москве, он решил употребить своё имение на создание в России обители в честь этой иконы. Со временем он сумел исполнить своё намерение и основал в Туле первый (и, на начало XXI века - единственный) в России монастырь во имя Божией Матери Млекопитательницы. На иконе Божией Матери "Млекопитательница", выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено:

Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня [6].

В этих словах отражено предвидение и убеждённость Василия Макарухина, т.к. в 1859 году монастырь ещё не был учреждён. Этот главный образ обители был покрыт серебряной ризой с бирюзовыми и красными украшениями. Икона была утрачена в годы советских антицерковных гонений.

Ныне в возрождённом Щегловском монастыре особо почитаются два списка иконы Богородицы "Млекопитательницы". Более старый малый образ в серебряной ризе, написанный при жизни основателя монастыря для монастырского храма Никандра Псковского, по сей день находится в Никандровском храме. В соборе монастыря хранится более поздний список сделанный с той иконы, что хранится в Елоховском соборе (см. выше). При поклонении этим чудотворным спискам были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока; матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты - о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись этим чудотворениям.

Курский

В России известен ещё один образ Божией Матери "Млекопитательницы", прославившийся чудотворениями. Это также афонский список чудотворного образа, посланный в 1860 году в Курскую губернию.

Икона Божией Матери "Млекопитательница". Фреска XIX в. Стена пещерного храма монастыря преподобного Герасима Иорданского под Иерихоном
Икона Божией Матери "Млекопитательница". Фреска XIX в. Стена пещерного храма монастыря преподобного Герасима Иорданского под Иерихоном

В монастыре Герасима Иорданского

Особым почитанием на Ближнем Востоке пользуется список иконы "Млекопитательницы" в монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Этот большой образ был написан в XIX веке русскими иконописцами с Афона на стене храма устроенного в пещере где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет.

Списки начала 2000-х годов

Монастырь Хиландар в начале XXI века подарил России и Белоруссии несколько списков чудотворной иконы "Млекопитательницы" которые отличаются близким соответствием обновлённому оригиналу. Такие списки были переданы в Александро-Невскую Лавру, Екатеринбург, Минск. 25 сентября 2008 года в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча ныне патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием (Радовичем), который передал в дар предстоятелю Русской Церкви точный список чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы с благодарностью от всего сербского народа; в октябре того же года, в день 700-летия обители, этот список был торжественно передан Хотьковскому Покровскому монастырю. В ночь с 3 на 4 апреля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве во время Пасхального богослужения президент России Дмитрий Медведев от лица всего народа торжественно передал в дар другой точный список вновь избранному патриарху Кириллу. 20 февраля 2011 года ещё один список из Хиландара был официально подарен от руководителей правительства Центрального округа России в возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконография списков

На отдельных списках иконы "Млекопитательница" могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: "Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!" Прославившийся чудесами образ из Афонского Ильинского скита и все его списки характерны наличием небольших изображений святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи в нижних углах иконы.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Видео

Использованные материалы

  • Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения профессора Веры Дмитриевны Лихачевой : Сб. статей / Науч. ред. Бобров Ю.Г., сост. Бобров Ю.Г.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2013. 404 с. C. 154-158:
  • Страницы официального сайта Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы:
    • http://www.mlekopit.ru/history/history.php - "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»"
    • http://www.mlekopit.ru/news/3/7517/ - Ломанов Дмитрий, "Образ Боговоплощения: История возникновения и богословское значение иконы Божией Матери «Млекопитательница»"
  • "Богородицкий Пантелеймонов Щегловский епархиальный монастырь города Тулы", официальный сайт Тульской епархии:



[1]  "Σύναξη της Υπεραγίας Θεοτόκου της Γαλακτοτροφούσης", сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов), http://www.saint.gr/665/saint.aspx

[2]  Собрание Византийского музея в Афинах.

[3]  "Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»", официальный сайт Одесского Ильинского монастыря, http://iliya-monastery.org/blog/?page_id=320

[4]  "Илии пророка мужской скит", Православная энциклопедия, т. 22, с. 219-227, http://www.pravenc.ru/text/389269.html

[5]  Цит. по ст. "История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»", официальный сайт Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря и Тульского епархиального паломнического центра Тульский удел Млекопитательницы, http://www.mlekopit.ru/history/history.php

[6]  Цит. по ст. "Богородицкий Пантелеймонов Щегловский епархиальный монастырь города Тулы", официальный сайт Тульской епархии, http://tulaeparhia.ru/eparxialnyie-svyatyini/dostoprimechate...015

Редакция текста от: 28.04.2019 18:02:16

"МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google