| Икона Божией Матери "Троеручица". VIII век. Афон. Монастырь Хиландар |
Празднование 28 июня, 12 июля, 18 июля (Греч. [2]) и 26 ноября (Румын. [3])
Икона прославилась и получила своё название в VIII веке, во время иконоборчества, поддерживавшегося императором Львом III.
Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осуждён за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили её на городской площади. К вечеру того же дня Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы преподобный задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Её голос, сказавший, что он исцелён, но должен теперь без устали трудиться исцелённой рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо он приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться "Троеручицей", а также написал благодарственную песнь "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".
Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, преподобный Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону.
В XIII веке Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому.
В XIV веке икона или её список попадает на Афон в Хиландар. По одной версии, во время военного похода святой король Стефан Урош V (1355-1371) вёз икону на спине осла перед войском. Неожиданно осёл с иконой пропал и появился чудесным образом перед воротами Хиландара. По другой версии, после оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришёл под стены Хиландарского монастыря, где стал "как вкопанный", пока братия торжественно не приняла икону в монастырь [4]. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII веке, свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 года упоминается "образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте" и аналогичный на "прозелени" [5].
В Хиландаре икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Её святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хиландарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают благословение на все послушания от чудотворной иконы "Троеручица".
20 июля 1661 года костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске - копию чудотворной иконы Хиландарского монастыря "Богоматерь Троеручица", а 16 октября 1662 года он перенёс образ в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону [6]. Сказание о Хиландарской святыне и принесённой архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках [7]. В этих сказаниях акцент делается на появлении третьей руки на иконе и пояснении изографам, чтобы они серебрили третью руку, "несоблажняя народ".
Списки чудотворной иконы "Троеручица" распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.
Описание
| Икона Божией Матери "Троеручица". (без ризы) |
Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой - поясное изображение святителя Николая Чудотворца.
Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведённая Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать её состояние до закрытия окладом [8].
Сербские историки искусства, в частности С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 года [9].
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повёрнута к Младенцу, Который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремлённый за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку Его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние, ассистом; в левой руке маленький свиток, на который Он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.
| Свт. Николай Мирликийский. Изображение на оборотной стороне иконы Божией Матери "Троеручица". Мон-рь Хиландар, Афон. Ок. 1350 г. |
На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, на поверхности иконы можно различить отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась совсем на другом месте - под левой рукой Богоматери. Трудно сказать, была ли она сделана из серебра или другого материала. При изготовлении оклада в XIX веке сделали новую вотивную руку и поместили её на другом месте - в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как "Хиландар Богородицом Наставником", Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящён Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной [11].
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы [12], а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) [13].
Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.
На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени [14].
Местонахождение
| Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери "Троеручица". Современная икона с греческим и арабским надписанием. |
Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появилась на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание как "Игумении" [15]. Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно стала одной из главных святынь обители. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX века, неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки.
Молитвословия
| Икона Богородицы "Троеручица". Афон. |
Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Ин тропарь, глас тот же (из службы 12 июля)
Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.
Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной) (из службы 28 июня)
Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.
Ин кондак, глас 3 (из службы 12 июля)
Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.
Литература
- Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978, с. 112–114.
- Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992, s. 251–253.
- Bentchev I. Die „Dreihändige” Gottesmutterikone im Hilandar-Kloster auf Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst. Bochum, 1993. 3, s. 46–52.
- Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978, с. 112–114.
- Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974, с. 233–235.
- Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976, s. 58.
- Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV, с. 174.
- Татиħ-Ћуриħ М., Троjеручица светога Саве и њен култ у православном свету // Сборник радова, Београд 1997, с. 133–160.
| Икона Божией Матери "Троеручица" |
Использованные материалы
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта "Cвятая Гора Афон - земной удел Божией Матери".
- Иван Бенчев. "Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне". // Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18–24 августа, С. Петербург 1996 (издание Гос. Эрмитажа), с. 175–183. - страница сайта "Христианство в искусстве". Иконы, фрески, мозаики.
- "Богоматерь Троеручица", страница сайта "Христианство в искусстве". Иконы, фрески, мозаики.
- "Святитель Николай", страница сайта "Христианство в искусстве". Иконы, фрески, мозаики.
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта "ОПТИНА ПУСТЫНЬ - живая летопись". Сообщество почитателей обители и ее старцев (взята иллюстрация)
- Минея-июнь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 412-413, 418:
- http://korolev.msk.ru/minea/jun2/jun2411.html и http://korolev.msk.ru/minea/jun2/jun2412.html (тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/jun2/jun2417.html (кондак)
- Минея-июль, ч. 2, изд. Московской патриархии, с. 53, 54, 57-58:
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul253.html (ин тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul254.html (ин тропарь другой)
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul257.html и http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul258.html (ин кондак)
[1] "Σύναξη της Παναγίας της Τριχερούσας στο Άγιο Όρος", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/4077/saint.aspx.
[2] "Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Τριχερούσης" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/4418/sxsaintinfo.aspx.
[3] "Cinstirea Sfintei Icoanei a Maicii Domnului „a Sfântului Ioan Damaschin” (Trihirussa) 28 Iunie 12 Iulie 26 Noiembrie" // Портал Doxologia.Ro, https://doxologia.ro/cinstirea-sfintei-icoanei-maicii-domnul...ssa.
[4] Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни..., с. 300.
[5] Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV, с. 97.
[6] Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883, с. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994, с. 40–41.
[7] Например, в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII, с. 275), в сборнике Моховикова "Небо новое. Солнце пресветлое" (ок. 1716 года) из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).
[8] Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974, с. 233–235.
[9] Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV, с. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978, с. 112–114.
[10] Текст иерейского возгласа после первой паремии на Литургии Преждеосвященных Даров.
[11] Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар, с. 50.
[12] Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976, s. 58.
[13] Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983, с. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII, с. 15–35.
[14] Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I, с. 389–392.
[15] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт), с. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт), с. 201–203.