Икона Божией Матери "В скорбях и печалях утешение" |
Празднование 19 ноября
Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.
В день открытия Афонского Андреевского скита 22 октября 1849 года проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит.
В августе 1853 года икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 года, вернувшись на Афон, возвратил её в обитель. Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: "Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех".
В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита - обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 года он отправился в село Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил "в своем языке жар, который распространился по всему телу". Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: "Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!"
С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств [1].
В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев). 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования две девочки. 14 марта - на станции Борки. 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на Афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.
В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге было зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, где от неё также совершались исцеления.
В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери "Утоли моя печали". 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.
В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма [2]. Ныне святыня хранится в алтаре собора [3].
Икона Божией Матери "В скорбех и печалех утешение". Список 1890 г. Афонский Андреевский скит. |
Описание
Икона представляет собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золочёные. Венцы золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом. На окладе над Богородицей изображены 2 ангела, держащие венец. В иконе хранятся частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. "Стиль письма" указывает "на многовековую древность этой иконы" [4].
Списки
В Вятском краю
Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.
В 1864 года Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске.
В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение", где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.
В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии.
В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе.
Икона Божией Матери "В скорбех и печалех утешение". Список 1913 г. из Андреевского скита. Санкт-Петербургский Екатерининский собор в Пушкине. |
Петербург и окрестности
В 1913 году в Андреевском скиту был написан список, в том же году подаренный епископу Гдовскому священномученику Вениамину (Казанскому). В 1917 году эта икона была передана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села (ныне Пушкин) после убиения их пастыря, священномученика Иоанна Кочурова. Образ был поставлен в Екатерининском соборе. После того как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади, но чтимый список уцелел. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов передал её в Софийский собор Пушкина. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Екатерининский собор [5].
В Санкт-Петербурге один из списков иконы с частицами мощей изображенных святых находится в Благовещенском храме Пресвятой Богородицы - архиерейском подворье (прежде - подворье Афонского Андреевского скита).
Икона Божией Матери "В скорбех и печалех утешение". Список 1905 г. из Афонской келлии свт. Иоанна Златоуста. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь. |
Прочие
В 1890 году, при передаче святыни в Россию, был создан список помещённый в соборе Афонского Андреевского скита над царскими вратами.
Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 году в келье святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, сохраняется в Алексеево-Акатовом женском монастыре города Воронежа. На нём есть надпись: "сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года". В июне 1999 года икона обильно мироточила, впоследствии мироточение повторялось в меньшей степени.
Молитвословия
Тропарь, глас 5
Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́,/ Утоли́вшая вся́ку сле́зу от лица́ земли́:/ Ты бо челове́ком боле́зни отго́ниши/ и гре́шных ско́рби разруша́еши,/ Тебе́ бо вси́ стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние,// Пресвята́я Ма́ти Де́во.
Кондак, глас 6
Не вве́ри нас челове́ческому предста́тельству/, Пресвята́я Влады́чице,/ но приими́ моле́ние рабо́в Твои́х:/ скорбь бо обдержи́т нас,/ терпе́ти не мо́жем де́монскаго стреля́ния,/ покро́ва не и́мамы,/ ниже́ где прибе́гнем окая́ннии,/ всегда́ побежда́еми/, и утеше́ния не и́мамы,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице ми́ра,/ упова́ние и предста́тельство ве́рных,/ не пре́зри моле́ния на́ша,// поле́зны сотвори́.
Видео
- Празднование иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" в Санкт-Петербурге, 2016:
-
Литература
- Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126;
- Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях. // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85;
- Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172;
- Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123;
- [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189;
- Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160;
- Любомудров А. Матушка Пульхерия - подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).
Использованные материалы
- Троицкий П. В., "«В скорбех и печалех Утешение», икона Божией Матери", Православня энциклопедия, т. 9, с. 718-719:
- "В Екатерининский собор Царского Села вернулась его главная святыня - икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»", портал Православие.Ru, 10 декабря 2012:
- Страница сайта Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора Русской Православной Церкви Заграницей:
- "Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»", официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Монастырский вестник:
- "2 декабря. Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»", календарь православной энциклопедии Азбука веры:
- "Андреевский", официальный сайт Херсонской епархии Православная Херсонщина, 15 декабря 2018:
- Месяца ноября в 19-й день Служба Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа, именуемого В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ / ЗАТВЕРДЖЕНО Священним Синодом Української Православної Церкви від 23 травня 2023 року // Телеграм-канал Синодальной Литургической комиссии УПЦ:
[1] "О благодатных исцелениях, совершившихся в г. Слободском пред Афонской иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»", Вятские епархиальные ведомости, 1864, № 3, с. 73-109.
[2] См. Празднование иконе Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», http://www.stsl.ru/news/all/prazdnovanie-ikone-bozhiey-mater...nie.
[3] Шкаровский М. В., Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке, гл. "Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге", https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-obiteli-...e/3
[4] "Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»", Наставления и утешения св. веры христианской, 1898, № 12, с. 1108.
[5] "В Екатерининский собор Царского Села вернулась его главная святыня - икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»", портал Православие.Ru, 10 декабря 2012, http://www.pravoslavie.ru/58006.html