Синодальная библиотека Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II, церковная общедоступная библиотека, приписанная к Учебному комитету Русской Православной Церкви
Синодальная библиотека - одно из наиболее полных в России общедоступных собраний современной христианской литературы. Кроме книг, в т.ч. изданных за рубежом на русском и иностранных языках, библиотека тщательно комплектуется современными церковными периодическими изданиями – вплоть до «листков» провинциальных храмов (хотя не всегда удается собрать все). Богатая коллекция провинциальных церковных изданий. В библиотеке есть небольшое количество славянских древностей: рукописи XV-XVII веков, печатные книги XVI-XVIII веков.
Коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении существенно уступает коллекциям крупных государственных библиотек России, однако в ее состав входят действительно ценные книги. К примеру, экземпляр Лествицы 1647 года, принадлежавший преподобному Елеазару Анзерскому (+ 1656). Есть и настоящие святыни - например, книга, принадлежавшая Феофану Затворнику Вышенскому (+ 1894), переплетенная руками самого святителя.
Весьма интересны частные собрания: кроме личных библиотек митрополита Антония (Мельникова) и архиепископа Михаила (Чуба) сюда относятся также, например, привезенные в 2003 году из Франции книги митрополита Николая (Ерёмина) (+ 1985), бывшего патриаршего экзарха в Западной Европе, - дореволюционные и эмигрантские издания. Среди них есть, например, том митрополита Макария (Булгакова) с дарственной надписью архимандриту Феофану Затворнику. Можно также встретить автографы архиепископа Иоанна (Шаховского) и Н. Н. Глубоковского. Немногочисленны, но интересны мемориальные собрания архиепископа Дамиана (Воскресенского) (+ 1937), его сына архиепископа Михаила (Воскресенского) (+ 1976) и собрание книг архимандрита Бориса (Холчева) (+ 1971).
Особый интерес для исследователей православной певческой традиции и регентов церковных хоров представляет собрание нот патриарха Пимена (+ 1990) - более трех тысяч единиц хранения. Это уникальное собрание включает партитуры церковных песнопений, многие из которых дополнены отдельными хоровыми партиями (в основном рукописный материал 1910-1970-х годов, содержащий автографы таких церковных композиторов и регентов, как А.Д. Кастальский, Н.И. Озеров и др.). В 1995 году оно было передано в Синодальную библиотеку из Патриаршей резиденции в Чистом переулке.
Один из залов главного церковного книгохранилища именуют «славянским» или «толстовским». В нем размещено более 5 тысяч книг из частной коллекции академика Н. И. Толстого (+ 1996) - это одно из последних крупных поступлений. В зале не раз собирались коллеги и близкие Никиты Ильича, вспоминая о нем как о добром христианине и выдающемся ученом. В свое время академик Н.И. Толстой первым поднял вопрос о том, что Синодальная библиотека могла бы разместиться в стенах бывшего Андреевского монастыря, где в XVII веке существовало Ртищевское учительное братство, основанное боярином Ф.М. Ртищевым (+ 1673), ревновавшим о духовном просвещении и, по сути, насадившим академическую традицию на московской почве.
Синодальная библиотека является общедоступной. На 31 мая 2015 года ее читателями состояли 4 486 человек. В читальном зале библиотеки есть большой справочный отдел (открытый доступ): христианские энциклопедии и проч. На кафедре имеется редкий указатель русской дореволюционной христианской периодики, со сведениями, в каких библиотеках России те или иные издания можно найти.
Фонды библиотеки насчитывают более 140 тыс. единиц хранения (не считая микрофиш и микрофильмов, которых около 54 тыс., что соответствует примерно 20 тыс. томов). Наряду с традиционным карточным каталогом для поиска по фондам библиотеки в читальном зале доступен электронный каталог «Absothéque Unicode» (разработка компании LiberMedia), который содержит около 80 тыс. библиографических описаний. Карточный и электронный каталоги библиотеки взаимно дополняют друг друга.
Библиотека ведет библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую и издательскую работу, организует и проводит научные конференции.
Изданы несколько выпусков электронной «Библиотеки русской религиозной и церковно-исторической мысли»: «Православная богословская энциклопедия», «Описание славянских и греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки», «Русские богословы и церковные историки в эмиграции», «Журналы духовных академий в России».
История
Патриаршая библиотека
Патриаршая библиотека появилась в Москве в XVI веке. Она была уникальным хранилищем церковных и светских книг (в некоторые периоды сюда поступали обязательные экземпляры всех православных книг, государственных указов и др.), в т.ч. - древнейших (в библиотеке хранился «Изборник» Святослава (1073), Кормчая книга (1282) и др.). По мнению Карамзина, основанием её послужила митрополичья библиотека, составившаяся из книг, привозившихся митрополитами-греками и др. лицами с православного Востока. Наиболее крупные и ценные приобретения были сделаны в период Патриаршества. При патриархе Филарете библиотека включала свыше 500 печатных и рукописных книг, греческих и славянских. При патриархе Иоасафе I вытребованы были книги из Кирилло-Белозерского и Троицкого монастырей. Более всего вложил в библиотеку патриарх Никон, в 1652 году привезший из Новгорода большое количество греческих и латинских книг. Приступая к исправлению церковных книг, Никон усиленно собирал в Патриаршую библиотеку нужные ему древние книги и рукописи. Так, келарем Троицкого монастыря А. Сухановым только с Афона было привезено 498 книг и около 200 рукописей. Сюда же поступили: часть книг и рукописей Иверского подворья и Воскресенского монастыря, собрание митр. Сарского и Подонского Павла (1675), собр. Епифания Славинецкого (1676). В 1686 году поступили 219 греческих печатных книг иеромонаха Тимофея; в 1685-94 гг. – рукописи от иерусалимского Патриарха и из Посольского приказа; в 1700 году - книги и рукописи Сильвестра Медведева и келейная библиотека патриарха Иоакима; в 1705 году – книги и рукописи монаха Евфимия; в 1709 году - библиотека епископа Димитрия Ростовского (греческие, латинские, польские и славянские рукописи и книги). В дальнейшем библиотека пополнилась трудами Арсения Сатановского, Лихудов, К. Истомина и др. Весь XVII век около Патриаршего книгохранилища сосредоточивалась литературная деятельность того времени.
Синодальная библиотека
С учреждением в 1721 году Синода, Патриаршая библиотека перешла в его ведение и получила название Синодальной. К этому времени она содержала: печатных книг 866, рукописей 224, грамот 300 и отдельно хранившихся соборных уложений, книг и рукописей - 144. С переносом центра духовного управления в Санкт-Петербург поступления в московское книгохранилище становятся более редкими. В 1722 году было повелено доставить из всех епархий и монастырей в Синод замечательные в историческом отношении рукописи, для снятия с них "для общаго известия" копий. Это распоряжение обогатило Синодальную библиотеку большим количеством такого рода списков. В том же 1722 году Синод предписал игумену Афанасию Кондоиди привести библиотеку в порядок, а проф. Афанасию Скиаде составить описание греческих манускриптов Синодальной и Типографской библиотек. Это описание было издано в Москве в 1723 году на русском и латинском языках. Более обстоятельное описание греческих рукописей предпринял, по повелению императрицы Екатерины II, в 1773-1805 годах проф. Хр.-Ф. Маттеи. В 1786 году были переданы в Синодальную библиотеку 544 рукописи Типографской библиотеки, а печатные книги Синодальной библиотеки распределены между Славяно-греко-латинской Академией, библиотекой Синодальной типографии и Императорской публичной библиотеки.
В 1812 году Синодальная библиотека уцелела, так как своевременно была вывезена в Вологду. По возвращении в Москву она продолжила пополняться рукописями. К середине XIX столетия собрание библиотеки весьма возросло. В то время ни одно другое книгохранилище России не содержало столько данных о древних славянских памятниках и материалов по истории славянских языков, сколько таилось в старинных рукописных и печатных актах Синодальной библиотеки. Исключительную ценность здесь представляло собрание славянских рукописей XI-XVIII веков, общее число которых было более тысячи и среди которых было немало действительно уникальных. Между тем такой ценный материал оставался научно невостребованным. За неимением настоящего указателя или каталога к нему им почти невозможно было пользоваться, хотя необходимость введения в научный оборот всего этого рукописного богатства для ученых филологов и историков, с последующим изучением в высшей школе, чувствовалась уже давно.
По благословению митрополита Московского Филарета в 1849 году работу по составлению описания славянских рукописей Синодальной библиотеки начали профессор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский (+ 1875) совместно с преподавателем Симбирской духовной семинарии К.И. Невоструевым (+ 1872). Этот труд, названный Российской императорской Академией наук гражданским подвигом, и до сих пор является образцом в деле описания памятников древней славянской письменности. Описание рукописей растянулось на целых 14 лет. Результатом такой долгой работы было появление в печати шести довольно объемистых томов, в которых были подробно описаны более 340 книг и рукописей. Первая книга «Описания» вышла в 1855 году. В этом первом томе рассмотрены все славяно-русские рукописи Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и, прежде всего, Библия архиепископа Новгородского Геннадия по спискам XV-XVII веков, а также отдельные списки XII-XVII веков Евангелия, Апостола, Псалтири, Пророчеств и так далее. Рассмотрены они в сравнении с печатными Библиями, начиная с Острожской 1581 года, и параллельно с библейскими греческими, латинскими и еврейскими текстами.
Позднее над систематическим описанием славянских и греческих рукописей библиотеки потрудились еще такие видные знатоки, как архимандрит Савва (Тихомиров)(+ 1896), архимандрит Владимир (Филантропов) (+ 1916) и др.
Национализация библиотеки в советский период
В 1918 году библиотека (тогда снова называвшаяся Патриаршей) была национализирована. Рукописи и грамоты поступили в Государственный Исторический музей, где они составили Славянское и Греческое рукописные собрания. Печатные книги разошлись по разным библиотекам.
В советское время уцелевшие в государственных библиотеках церковные книги чаще всего оставались недоступными широкому читателю. С церковными книгами в светских библиотеках всегда была проблема: что с ними делать? Нетрудно представить себе республиканскую или областную библиотеку того периода. Она оказывалась перед неразрешимой дилеммой: если сделать церковные книги общедоступными - можно получить взыскание по партийной линии; если уничтожить - можно также получить взыскание за порчу государственного имущества, хотя это было и менее опасно. Ситуацию обходили по-всякому: спецхраны, обмены, продажа за границу... В итоге очень многое исчезло бесследно. Если сказать конкретнее - значительная часть книг из академических и монастырских собраний дореволюционной России оказалась в частных руках. Многие издания со штампами учреждений Духовного ведомства оказались за пределами СССР. При содействии таких структур, как акционерное общество «Международная книга», созданное на основании декрета Совнаркома и получившее лицензию на деятельность от Наркомата внешней торговли в 1923 году, церковные книжные коллекции иногда целиком выставлялись на продажу и впоследствии обнаруживались в Европе. Так, например, была укомплектована библиотека Папского Восточного института в Риме.
Воссоздание библиотеки
Одним из вдохновителей воссоздания библиотеки как главного книгохранилища Русской Православной Церкви стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), управляющий делами Московской Патриархии. В мае 1985 года по его инициативе в Данилов монастырь доставили 42 больших ящика с книгами и архивными материалами архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) (+ 1985).
Общецерковная библиотека была воссоздана 28 января 1987 года как "Библиотека Духовного и административного центра Русской Православной Церкви" в Даниловом монастыре, и с 1 октября того же года в больничном корпусе Свято-Данилова монастыря она уже была открыта для читателей.
На Архиерейском Соборе 1988 года библиотеке было присвоено наименование Синодальной и определено ее место в структуре Московского Патриархата.
В 1993-1994 годах библиотека переехала в Андреевский монастырь (в то время недействующий), где 1 сентября 1993 года был открыт и освящен патриархом Алексием II читальный зал. В книжном фонде в то время насчитывалось уже более 20 тыс. единиц хранения. Первоначальное ядро библиотеки составляли два личных собрания: вышеупомянутое архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) и митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) (+ 1987) - примерно 2,5 и 4 тыс. единиц хранения соответственно.
10 декабря 2008 года Синодальной библиотеке присвоено имя Святейшего Патриарха Алексия II.
На 31 декабря 2010 года общий объем фондов составили 191 818 единиц хранения.
28 декабря 2018 года Синодальная библиотека была приписана к Учебному комитету Русской Православной Церкви с сохранением названия [1].
Исторические названия библиотеки
- Патриаршая библиотека (XVI - 1721)
- Синодальная библиотека (1721 - 1917)
- Библиотека Духовного и административного центра Русской Православной Церкви (28 января 1987 - 1988)
- Синодальная библиотека Московского Патриархата (1988 - 10 декабря 2008)
- Синодальная библиотека Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II (с 10 декабря 2008)
Руководители
- Борис Даниленко (1 сентября 1987 [2] - 28 декабря 2018), заведующий, с 1991 года - директор [3]
- Максим Козлов (с 28 декабря 2018)
Использованные материалы
- История Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви на её официальном сайте:
[1] Журнал № 137 заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 декабря 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5330863.html
[2] "Даниленко Борис Олегович". Биография на сайте "Русское Православие" - http://ortho-rus.tk/articles/beloe-duhovenstvo-1640.html
[3] Биография протоиерея Бориса Даниленко на его официальном сайте - https://www.borisdanilenko.ru/?choice=1,1,&type=text