Иоасаф I, Патриарх Московский |
Происходил из боярской семьи.
Между 1597 и 1603 гг. пострижен в монашество в Соловецком монастыре при архимандрите Исидоре.
С 3 февраля 1621 г. - архимандрит Псково-Печерского монастыря.
1 января 1627 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского с возведением в сан архиепископа.
По описанию летописей - это был архиерей "во нравах и житии добродетелен, а к царю недерзновенен".
Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа (Курцевича), киевлянина по происхождению, за его недостойное сана поведение в епархии.
За защиту прав города от притязаний немецких торговцев у святителя на некоторое время патриархом были сняты "благословение и служба".
6 февраля 1634 г. он был поставлен патриархом Московским по завещанию своего предшественника патр. Филарета. Это был 4-й русский патриарх. Он не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя Филарету. Он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640-1652).
С самых первых шагов своей деятельности патриарх обратил главное внимание на совершение богослужений, особенно в Московских храмах. Ему стало известно, что во многих храмах Москвы богослужение совершается небрежно: пение церковное говорят наскоро, голосов в пять-шесть и более. Духовенство нарушает правила церковные, сокращает службы. Прихожане, ходя в св. храмы, без всякого страха разговаривают и смеются во время службы.
Желая пресечь существовавшие беспорядки патр. Иоасаф составил, так называемую "память" поповским старостам (издана в 1636 г.), в которой давал указания о порядке ведения служб и о правилах поведения священно- и церковнослужителей.
Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх Иоасаф издал "Лествицу властям", в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах.
Патр. Иоасаф ревностно продолжал дело своего предшественника по исправлению и печатанию богослужебных книг. При нем было напечатано 23 наименования таких книг.
В личной жизни патр. Иоасаф отличался смирением, кротостью, благочестием и строгой иноческой жизнью.
Скончался он 28 ноября 1640 г. Погребен в Успенском соборе в Москве.
Литература
- М. Макарий И. Р. Ц., т. XI, с. 75-94.
- Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 204, 1221, 1362.
- Боголюбский М. С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 19-21.
- Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 476, 477.
- Строев П., с. 6, 379, 385.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
- Ратшин, с. 98.
- Денисов, с. 15, 37, 697.
- Булгаков, с. 1405, 1410.
- Летопись Е. А., с. 644.
- Описание Псково-Печерского первокл. м-ря. М., 1909, с. 67.
- Чтения Моск. общ. истор. и древн., кн. 3, с. 37-40.
- Всеобщий календарь на 1917 г. СПб, 1917, с. 103.
- М. Нкр., т. I, с. 512.
- Прав. собес., 1858, февраль, с. 291, 1897, октябрь, с. 478.
- Рус. палом., 1888, № 45, с. 531-535.
- Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 11, с. 50-51.
- БЭЛ, т. VII, с. 171-174.
- БЭС, т. I, с. 1103-1104.
- РБС, т. VIII, с. 294-296.
- ЭС, т. XIII-а, кн. 26, с. 717.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.
Использованные материалы
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4439
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.