Иларион (1631 - 1707), митрополит б. Суздальский и Юрьевский, святитель
Память 14 декабря, в Соборах Владимирских и Нижегородских святых
В миру Иоанн Ананиевич, родился 13 ноября 1631 года.
Детство провел в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иоанн рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем.
Однажды Иоанн поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву пустынь, в которой жило несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иоанн был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преп. Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иоанн прозрел. Теперь он уже не колебался.
В 1652 г. [1] был пострижен в монашество с именем Илариона и рукоположен во иеродиакона епископом Коломенским Павлом.
О. Иларион поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника. Он сделался известным патриарху Никону, к которому он примкнул в деле исправления книг.
22 мая 1655 году был рукоположен во иеромонаха патриархом Никоном и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители. ввел строгий устав.
Жизнь в пустыни для Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.
Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем-игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу.
В 1681 году при нем прославилась Флорищевская икона Божией Матери, местночтимая святыня.
11 декабря 1681 года он был хиротонисан во епископа Суздальского.
С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма - 1000 поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание.
25 марта 1682 года был возведен в сан митрополита патриархом Иоакимом. Тогда же, при венчании второго брака царя, получил белый клобук.
Способствовал прославлению местных святынь и вёл активное строительство и украшение суздальских храмов. Одним из его первых шагов стало обновление интерьеров трех главных соборов города: Рождественского кремлёвского, Покровского монастырского и Спасо-Преображенского монастырского. При этом митрополит сам продумывал программу убранства храма, внося коррективы в состав и сюжетный строй иконостаса. Всего он построил в своей епархии до 70 церквей.
Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения - кормил нищих и убогих, помогал бедным.
За его богоугодную жизнь Господь наградил митр. Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами.
28 февраля [2] 1705 года был уволен на покой.
Незадолго до кончины лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как-будто покрывает какой-то мрак.
Скончался 14 декабря 1707 г. [3] во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.
Погребен в северо-западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Литература
- Иероним, иером. Жизнь Илариона, митр. Суздальского.
- Любимов Житие святителя Илариона.
- Иоасаф иером. Церковно-истор. опис. Сузд. достопам.
- Георгиевский В. Суздальский ризопол. жен. м-рь. Истор. археолог. опис.), изд. игум. Серафима. Владимир, 1900.
- Его же, Флорищенская пустынь. Вязники, 1896, с. 8-69 и введение с. I, II, IX-XV.
- Толстой М. Русские подвижники. М., 1868, с. 29-53.
- Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 927.
- Сергий Месяцеслов, т. II, с. 559.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
- Строев II, с. 657, 710.
- Булгаков, с. 1396.
- Барсуков, с. 218.
- Голубинский, с. 356.
- Денисов, с. 88, 100, 104.
- Жизнь Илариона, митр. Суздальского. М., 1859.
- Старч. сов. подв. благоч. XVIII-XIX вв., М., 1913, с. 219.
- Святая Русь, № 172.
- Сам. еп. вед., 1874, № 9, с. 210.
- -"- 1886, № 10, с. 211.
- Владим. еп. вед., 1874, № 5.
- Владимирский ежегодник, т. I, вып. I.
- Душеп. чтение, 1867, ч. I.
- Прав. собес., 1907, апрель, с. 556.
- Истор. сестн., 1885, февраль, с. 467.
- Русская старина, 1887, июль, с. 1,2.
- Ж. П. Б., т. XII, с. 1012-1045.
- Ж. М. П., 1945, № 12, с. 43.
- Н. Д., с. 45.
- БЭЛ, т. V, с. 850.
- БЭС, т. I, с. 933.
- РБС, т. VIII, с. 85-86.
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Русское Православие:
- "Иларион, митрополит суздальский," Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
[1] По ortho-rus.ru - в 1651, по Брокгаузу - в 1653. Сам еп. Павел был хиротонисан в октябре 1952 года.
[2] По другим данным, согласно http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106, 18 февраля.
[3] По другим источникам 14 декабря 1708 г.