Павел III (+ 1676), митрополит Сарский, Подонский и Козельский
С 1659 года до архиерейского поставления - архимандрит Московского Чудова монастыря.
21 августа 1664 года был хиротонисан в митрополита Сарского, Подонского и Козельского. Во время служения в митрополичьем сане три раза был местоблюстителем патриаршего престола; принимал участие в Соборе 1666-1667 года, осудившем Никона.
В феврале 1667 году, за несогласие подписать соборные статьи, в которых говорилось о некотором подчинении патриарха царю, был временно лишен права совершать богослужение и отрешен от местоблюстительства патриаршего престола.
Скончался 9 сентября 1676 [1] года на Крутицах, а погребён был в Московском Новоспасском монастыре.
Человек образованный, любивший науку и просвещение, митрополит Павел представлял собою центр, около которого группировались лучшие ученые люди того времени. Научная деятельность владыки Павла сказалась в надзоре за порученным иеромонаху Епифанию (Славинецкому) и другим лицам исправлением славянского перевода Библии на основании греческого текста; ученое общество переводчиков было помещено Павлом в его Крутицком подворье, знаменитом богатейшей библиотекой и прекрасным голландским садом; работа переводчиков за смертью главных деятелей – Павла и Славинецкого – оборвалась на переводе Нового Завета.
Другая работа Павла, тоже редакционного характера, касается церковного пения; это «Извещение о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением, требующим учитися пению»; при составлении «Извещения» работало шесть мастеров, среди которых главным был Александр Мезенец.
В свое время Павел пользовался известностью как проповедник и оратор; можно, впрочем, думать, что автором речей Павла следует считать не его самого, а близкого его друга иеромонаха Симеона (Полоцкого); так, по крайней мере, свидетельствуют отметки Симеона на хранящихся в Московской синодальной библиотеке подлинниках этих речей; то же надо сказать и о русских переводах речей восточных патриархов, которые Павел произносил вслед за патриархами.
Библиотека его, состоявшая из многих греческих и славянских книг, вся была отдана в библиотеку Типографскую, а затем находилась в Синодальной.
Сочинения
- Приветственная речь Полоцкому архимандриту Игнатию, печатанная в Древней Российской Библиофике, 2-го издания, часть III (ок. 1660).
- Духовное Завещание, в Синодальной библиотеке (1673).
Литература
- Соловьев, Н. А., Саранская и Крутицкая епархии, ЧОИДР, 1894, 3, 84-91.
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 тт., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- Евгений (Болховитинов), митр., Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, т. II, Москва: Изд-во "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, сс. 254, 285.
[1] Евгений (Болховитинов), митр., Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, т. II, Москва: Изд-во "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, сс. 254, 285. По ст. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 тт., Большая Российская Энциклопедия, 1995 - в 1675 году.