Голова Антонина Пия. Мрамор. II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Зал греческого креста, 67 |
Родился 19 сентября 86 года в Немаузе (совр. Ним, Юж. Франция), в галльской сенаторской семье. Его дед, Тит Аврелий-Фульвий, был консулом.
В 120 году Антонин принадлежал к числу тех консулариев, которых Адриан поставил во главе четырех образованных в Италии судебных округов; затем в 128 году Антонин был наместником в Азии. В 130-135 годах - проконсул провинции Азия.
От брака с Фаустиной у него было четверо детей, которые все рано умерли, за исключением дочери Фаустины, ставшей впоследствии женой Марка Аврелия. 25 февраля 138 года император Адриан усыновил Антония, а тот, с своей стороны, в том же году усыновил Л. Вера и М. Анния Вера (Марка Аврелия).
После смерти приемного отца, имп. Адриана, Антонин добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов).
19 июля 138 года провозглашен римским императором.
Провел административные реформы: разделил государство на четыре округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление римского сената, что несколько ограничило полномочия императора. Его мудрая бережливость позволяла ему быть щедрым и благотворительным; тем не менее, он накопил большую казну. Антоний вел мало войн на окраинах государства, но все же расширил римскую область в Британии. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии), но восстания в некоторых провинциях предвещали конец стабильности.
При Антонине Пие не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона, еп. Сардского, в нескольких рескриптах, отправленных в Азию, Антонин Пий запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христианские философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства.
Скончался 7 марта 161 года в Риме. Пепел его был опущен в гробницу Адриана.
Деятельность Антонина Пия как миролюбивого императора высоко оценивалась в историографии древнего Рима, традиционно связанной с сенатом и его интересами. В Риме он долгое время считался образцовым правителем, однако в IV веке, когда политическая элита империи обратилась к христианству, фигура Антонина Пия с его языческим "благочестием" потеряла свою привлекательность.
Литература
- Blümel C. Ein Porträt des Antoninus Pius aus einem der Rundreliefs vom Konstantinsbogen. B., 1932;
- Hüttl W. Antoninus Pius. Praga, 1936;
- Calderini A. Antonino Pio. Mil., 1947;
- Beaujeu J. La religion romaine à l'apogée de l'empire. P., 1955. T. 1. P. 279-330;
- Hammond M. The Antonine Мonarchy. R., 1959.
Использованные материалы
- О. С. Воскобойников. "Антонин Пий" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 688
- Антонин Пий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона