Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЧЕДЛИДЗЕ СИМЕОН МИХАЙЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свящ. Симеон Мчедлидзе. Фотография. 1898-1899 гг.
Свящ. Симеон Мчедлидзе. Фотография. 1898-1899 гг.
Симеон Михайлович Мчедлидзе (груз. სიმონი მჭედლიმე; 1865 - 1924), иерей, священномученик

Память 14 августа (Груз.)

Родился 15 февраля 1865 года в с. Свири Шорапанского уезда Кутаисской губ. в семье протоиерея.

Учился в Кутаисском духовном училище, в 1888 году окончил Ставропольскую духовную семинарию.

В 1889-1891 годах был учителем дворянской гимназии в Сенаки. В 1891-1894 годах в Кутаисе с разрешения руководства гимназии открыл свой пансион для мальчиков младшего возраста.

Женился на Екатерине Виссарионовне Дгебуадзе (род. в 1866), имел шестерых детей: Виссариона (род. в 1893), Варвару (род. в 1895), Бидзину (род. в 1903), Димитрия (род. в 1904), Анастасию (род. в 1907), Нину (род. в 1910).

7 мая 1894 года рукоположен во диакона еп. Имеретинским Гавриилом (Кикодзе), 23 мая рукоположен во иерея и назначил настоятелем свирской церкви в честь Фомина воскресенья (Квирацховлоба).

Свящ. Симеон вел активную педагогическую и общественную деятельность. В 1894-1905 годах был избран депутатом со стороны духовенства благочиннического округа. В 1896-1905 годах был членом Учебного комитета губ. отделения Шорапанского уезда. С 1898 до 20 сентября 1906 года - смотритель приходских школ Шорапанского уезда. В 1900, 1901 и 1903 годах был делегатом собрания 40-го, 41-го и 43-го съездов духовенства Имеретинской епархии. 

В 1901 году назначен смотрителем местных педагогических курсов церковноприходских школ Имеретинской епархии. 

В 1902 году назначен смотрителем педагогических курсов образцовых школ Имеретинской и Гурийско-Мингрельской епархий. 

28 января 1903 года переведен в свирскую церковь во имя вмч. Георгия.

Со 2 мая 1905 до 1908 года - управляющий делами Имеретинского епархиального совета. 

С 27 июня 1905 года временно состоял в клире кутаисского кафедрального собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

15 сентября 1905 года избран членом епархиального совета. С 1908 года преподаватель Священного Писания в одной из частных школ Кутаиса.

1 сентября 1912 года назначен 4-м священником кутаисского кафедрального собора. 

В с. Лаше построил школу, в которой обучали вначале 2 года, затем 4, затем 8 лет (в 1958 получила статус средней школы, действует до сих пор). 

На свои средства основал в Кутаисе типографию религиозно-просветительского братства, целью которой было издание духовных книг. Известный общественный деятель того времени З. Чичинадзе, описывая типографскую деятельность о. Симеона, вспоминал: 

"Еще при жизни протоиерея Д. Гамбашидзе отличился священник С. Мчедлидзе... Он мечтает об умственном развитии грузинского народа. Он уже показал плоды своей деятельности, большое уважение к грузинскому народу и желание о возрождении нации" [1]. В типографии о. Симеона была заложена основа для создания груз. учебников по Закону Божию и литургике, вышли в свет «Божья история Ветхого и Нового Заветов» и «О богослужении» (1914).

В 1908-1916 годах о. Симеон издавал религиозный нравственно-общественный журнал «Шинаури сакмееби» (Домашние дела), был основателем ежемесячного богословско-философского, политического и лит. сб. «Гантиади» (Рассвет) (1913-1915). В «Шинаури сакмееби» печатались письма, посвященные как высокодуховным темам, так и злободневным вопросам видных духовных лиц того времени: еп.  Кириона (Садзаглишвили), еп. Леонида (Окропиридзе), еп. Каллистрата (Цинцадзе), архим. Нестора (Кубанеишвили), иером. Алексия (Шушании) и др. О. Симеон печатал в газете под псевдонимом также и свои публикации. Он выступал за восстановление автокефалии Грузинской Церкви, за обретение Грузией независимости, за отмену платного обучения, за преподавание в духовных учебных заведениях на грузинском языке, призывал духовных лиц к благотворительности. Он писал: "Церкви требуется духовенство, соответствующее времени".

2 августа 1924 года, на следующий день после ареста, митр. Назарий (Лежава) должен был возвести о. Симеона  в сан протоиерея в храме в Родинаули.

1 августа 1924 года митр. Назарий (Лежава) вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский район), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) "за попытку организации мятежа" и перевезли в Свирский районный исполком.

Свящ. Симеон был расстрелян на рассвете 2 сентября 1924 года в лесу в окрестностях Кутаиси, вместе с митр. Назарием (Лежавой) и другими.

Канонизирован Грузинской Православной Церковью в 1995 году.

Награды

Литература

  • НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57663.
  • Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г. / Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016. С. 361-363 (на груз. яз.).

Использованные материалы

  • Г. Мачуришвили. "Назарий (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе" // Православная энциклопедия, т. 48, с. 343-348



[1]  Чичинадзе З. Грузинские типографии в 1627-1916 гг. Тифлис, 1916. С. 239-240

Редакция текста от: 28.08.2022 14:08:50

"МЧЕДЛИДЗЕ СИМЕОН МИХАЙЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google