Архиепископ Иоанн (Доброзраков) |
В миру Доброзраков Михаил Степанович, родился в 1790 году в Лукоянском уезде Нижегородской губернии в семье священника.
Обучался в Нижегородской духовной семинарии.
16 июля 1817 года окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской семинарии.
20 августа 1819 года переведен бакалавром в Петербургскую академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры.
С 26 июля 1821 года - инспектор Петербургской семинарии; 16 августа того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при академии.
С 17 октября 1822 г. - экстраординарный профессор академии.
23 февраля 1824 г. назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года - ректор Петербургской семинарии. В том же году 25 ноября назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений.
23 февраля 1825 г. удостоен степени доктора богословия.
С 30 января 1826 г. - ректор Санкт-Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы.
С 14 января 1829 г. - архимандрит Пинского Богоявленского монастыря.
17 августа 1830 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.
19 января 1835 г. перемещен на Нижегородскую кафедру.
13 января 1847 г. возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского.
В 1851-1852 гг. присутствовал в Св. Синоде.
6 марта 1867 года был уволен по болезни на покой в Кременецкий Вознесенский монастырь Донской епархии.
Скончался 23 июня 1872 года. Погребен в Кременецком монастыре в соборе за колонной правого клироса.
Архиеп. Донской Иоанн (Доброзраков) |
Характеристика
С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова.
Это был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни - монах. Он удалялся сколько возможно от человеческих обществ, от общественных развлечений. "Книга - лучший наш собеседник, - говорил Преосвященный, - бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад". С этим другом святитель не расставался до самых последних дней своей жизни.
Из личных качеств святителя современники отмечали его "сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность". Он если сам не имел чем помочь, одолжал у другого, но просящему никогда не отказывал. В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но все, что остается - раздать нуждающимся.
Замечательные качества души влекли к нему человеческие сердца. Люди разного развития и общественного положения, насладившись его беседою, бывали "умилены, наставлены, утешены им, даже выражаясь их языком, очарованы".
Мирно окончилась жизнь архиепископа Иоанна. Он не только ждал смерть, но и знал о ее близости в последний год своей жизни. Когда инспектор семинарии, прощаясь с ним зимою, обещал посетить его в "летнюю вакацию", святитель спросил: "А когда у вас вакация начинается?". И когда услышал, что в июне, то спокойно и решительно сказал: "Не увидимся".
За полгода до смерти, по воспоминаниям близких людей, стал уже неземным человеком.
Могила архиеп. Иоанна (Доброзракова) в усыпальнице Новочеркасского Вознесенского собора |
Память
После освящения Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора в 1905 году, стали поступать многочисленные заявления от духовенства и населения о перезахоронении в нём благоговейно почитаемого народом архиепископа Иоанна. 4 октября 1911 года, при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под новым собором, тело и одежды его были найдены нетленными. В последующие годы, в молитвенное воспоминание о любимом архипастыре Иоанне, ежегодно в день перенесения его праха соборным духовенством устраивалась поминальная трапеза для бедных.
В советский период его останки подверглись осквернению, но 15 мая 1993 года были вновь торжественно погребены на прежнем месте.
Литература
- Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 193-227.
- Макарий, архим. История Нижегород. иерархии. СПб, 1857, с. 245, 246.
- Чистович И.А. Ист. СПб дух. акад.
- Надеждин История Петербургской семинарии.
- Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 20, 15, 184, 185.
- Булгаков, с. 1400, 1406, 1408.
- Толстой Ю., № 268.
- Строев П., с. 181, 541, 607, 676, 953, 1015.
- Н. Д., с. 58, 70, 73.
- Перенесение останков свят. Иоанна из Кременецкого м-ря. (Рус. инок, 1912, вып. 51, с. 46).
- Списки архиереев, № 268.
- Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 161, 212.
- Донские епарх. вед., 1872, № 13.
- Странник, 1867, декабрь.
- Изв. Казан. еп., 1867, № 4, с. 97, 1869, № 4, с. 98.
- Прав. собес., 1902, ноябрь, с. 624, 1914, ноябрь, с. 4.
- Рус. палом., 1911, № 48, с. 768.
- Рус. старина, 1879, апрель, с. 723.
- Самар. еп. вед., 1867, № 9, с. 151.
- Рус. архив, 1893, кн. 2-я, с. 417 (Еще о Киевском митр. Платоне), 1916, кн. 1-я, с. 191 п/с. 1 (Воспоминания бывшего альта-солиста).
- БЭЛ, т. V, с. 3.
- БЭС, т. I, с. 767; т. II, с. 1634, 1790.
- РБС, т. VIII, с. 277.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница официального сайта Новочеркасского Вознесенского собора: