Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru |
- Престолы: Воздвижения Креста Господня (главный); иконы Божией Матери "Утоли моя печали"; Илии Пророка
- Адрес: Россия, г. Омск, ул. Тарская, 33
- Официальный сайт: http://vozdvizhenie.prihod.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Кафедральный собор Омской епархии с 1946 по 1992 год.
Строительство храма
С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.
Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.
Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту (Лебедеву):
В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.
Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство "свободную площадь" на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.
Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был "улучшен в некоторых частях" в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь "под наблюдением по технической части" омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку.
Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности.
Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века |
Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский.
12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Деятельность прихода в кон. XIX - нач. XX века
С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.
В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.
В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.
С 18 августа 1904 года по штату церкви было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В течение года, по сведениям 1914 года, бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 отпеваний.
8 мая 1919 года около храма заложили сад.
В годы советской власти
В 1920 году имущество собора было национализировано.
Прихожане почти всех церквей Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. В 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.
30 ноября 1930 года представители советской власти изъяли из храма 473 книги, а через несколько дней был арестован священник храма о. Алексий Головин.
В мае 1933 года было сфабриковано групповое уголовное дело на священнослужителей Крестовоздвиженской церкви за "антисоветскую деятельность". Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы.
5 ноября 1936 года Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись. В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания был приостановлен.
25 декабря 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: "Церковь закрыть. Здание снести".
Постановление было выполнено лишь наполовину: общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно - обувной фабрики.
В 1938 году в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.
В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) "пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом", молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.
Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года "О порядке открытия Церквей" своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа года передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.
26 сентября этого же года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.
Весной 1944 года верующим разрешили пользоваться колоколом.
С момента возрождения Омской епархии в 1946 году собор получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 года.
В 1951 году по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в имя Пророка Илии.
Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма - из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись.
Новейшая история
26 июня 1980 года решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.
В 1988 - 1990 годах по проекту омского архитектора В.А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела – в имя свт. Иоанна Тобольского и во имя св. равноап. князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому на нач. 2010-х годов собор имеет три престола и пять приделов.
1990-х годах при соборе было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 года в трапезной собора в присутствии митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С.Н. Смоляков и историк-краевед А.М. Лосунов.
В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.
При храме функционирует воскресная школа.
Архитектура
Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м).
В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси.
Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа.
Колокольня трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Главы - на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По "ребрам" купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.
Изменения внесенные в проект Лазаревым, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.
Статистика
- 1895 - 3636 прихожан
- 1900 - 6065 человек, из них (?) 9 человек молоканской секты уклеинского толка
- 1913 - 6507 прихожан
- 1927 - 111 прихожан
- 1928 - 137 прихожан
- 1936 - 445 прихожан
- 2011 - 300 прихожан
Святыни
- список Абалакской иконы Божией Матери
- икона Божией Матери "Утоли моя печали"
- Иверская икона Божией Матери; по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в Омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери
- икона свт. Николая Чутоворца, писанная на Афоне
- икона Пророка Илии
Настоятели
- ? Филимон Янковский (упом. нач. 1880-х)
- Петр Афанасьев (24 октября 1889 - 9 декабря 1897)
- Петр Троицкий (16 апреля 1900 - 1911?)
- Алексий Гусев (май 1911 - упом. 1916)
- Иоанн Домбровский (1932 - октябрь 1932)
- Василий Каешко (октябрь 1932 - май 1933)
- Феофан Токарев (упом. 1936; 26 сентября 1943 - ?)
- Венедикт (Пляскин) (14 марта 1945 - январь 1946)
- Поликарп Чернявский (? - 11 января 1950)
- Иоанн Мельник (1961 - 2007)
- Олег Цветков (с 1 сентября 2011)
Приписные храмы
- домовая церковь при Покровской профессиональной школе (по свед. 1914)
Литература
- Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850 - 1870-е гг. в Омске (к проблеме стилеобразования)// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - № 6. – Омск, 1996. – С. 157-163.
- Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск, 1995. - С. 99-100.
- Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - 1993 г. - № 2. - С. 102-106.
- Селюк В. Храм на Кадышевском форштадте// Омская правда. – 1990, 11 июля.
- Черказьянова И.В. Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х - начале 1950-х гг. // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - № 5. - Омск, 1997. – С. 260, 277.
- Шангин М.С. Террор против совести. - Омск: Омское книжное издательство, 1994. – С. 216- 232.
Использованные материалы
- Историческая справка с официального сайта собора:
- Лебедева Н.И. "Крестовоздвиженская церковь в Омске":
- Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 119.
- Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 41-42.
- Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 24-26.