Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОМБРОВСКИЙ ИВАН ПАФНУТЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Пафнутьевич Домбровский [1] (1880 - 1937), протоиерей

Родился 6 октября 1880 года в селе Годомичи Луцкого уезда Волынской губернии (ныне Польша) в семье псаломщика. Поляк.

В 1894 году окончил Годомичское народное одноклассное училище и поступил послушником в Мелецкий Никольский монастырь.

Перешел послушником и уставщиком в Загоровский Богородице-Рождественский монастырь, затем - во Владимиро-Волынский монастырь.

С 1900 года - псаломщик церкви местечка Омильно Волынской губернии.

В 1905 году был рукоположен во диакона к той же церкви, продолжил служить на псаломщической вакансии.

В том же году был переведен в село Лашки Заславского уезда Волынской губернии.

С 1907 года служил в церкви города Староконстантинова той же губернии.

Служение в Сибири

В 1916 году, во время Первой мировой войны, эвакуировался в Сибирь и поступил на службу в Тобольскую епархию, в январе 1917 года был назначен на вакансию штатного диакона при Покровской церкви села Сумского Ишимского уезда Тобольской губернии [2].

В 1918 году переехал в город Петропавловск Акмолинской области, служил в Васильевской старокладбищенской церкви Омской епархии.

В 1920 году был рукоположен во священника к Ильинской церкви станицы Лебяжинской Петропаловского уезда Акмолинской области.

В 1928 году был переведен в город Славгород Алтайского края, назначен благочинным.

"Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского) не признал.

16 марта 1930 года был возведен в сан протоиерея.

В 1932 году был переведен к Никольской Игнатовской церкви Омска, в том же году назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви. Служил здесь до октября 1932 года [3]. Проживал в доме № 57 по Северной улице Омска.

"Дело Крестовоздвиженской церкви, Омск, 1933 г."

Арестован 8 марта 1933 года. Из обвинения при аресте:

"Поминал царей, цариц и великих князей, а также оставшихся за границей митрополитов Евлогия, Антония (Храповицкого) и др. известных своей антисоветской деятельностью. Делал это Домбровский откровенно демонстративно, чтобы воскресить классовый монархический характер деятельности и симпатии Русской Православной Церкви".

30 апреля этого же года, до допроса свидетелей и подозреваемых, следователь уверенно писал:

"С полной определенностью достаточно изобличаются в том, что они (Домбровский, Каешко, Попов и Погребной), пользуясь своим положением служителей религиозного культа, вели среди верующих систематическую пропаганду и агитацию, направленную на восстановление населения против Соввласти".

В мае о. протоиерей был заключен в ДПЗ при Омском оперсекторе ОГПУ. Было заведено групповое "Дело Крестовоздвиженской церкви, Омск, 1933 г."

На первом допросе о. Иоанн заявил:

"В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показываю: "Уже самый факт нашей принадлежности к Церкви, в качестве ее служителей, говорит за то, что мы занимаемся повседневно диаметрально противоположным той работе, которую проводит советская власть, хотя бы в построении бесклассового общества: коммунисты воспитывают в пролетариате ненависть к остаткам враждебных себе классов, а мы стремимся привести всех к любви, стремимся на основе нашего религиозного вероучения, заставить пролетариат любить своего "классового врага" (священника, кулака, помещика, офицера и т.д.), как самого себя. Я во время богослужений молился за почивших царей и цариц, за епископа Евлогия (Георгиевского) и Антония (Храповицкого). Из всех наших разговоров (между Каешко, Поповым и Домбровским) можно сделать лишь один вывод: мы желали видеть вместо советской власти другую, которая была бы на стороне религии".

Далее, в конце допроса о. Иоанн заявил:

"Желая быть искренним до конца, показываю: на путь активной борьбы с Соввластью путем систематической агитации я встал по двум причинам:
1) То правовое положение Церкви и духовенства, в котором они, а, следовательно, и я, находятся, означает физическое и моральное их уничтожение. Причем не просто уничтожение, в смысле естественного отмирания религии благодаря "духу времени", а через гонение и преследование властей, повсеместные аресты, ссылки и даже расстрелы лучшей части духовенства, поэтому, особенно при сопоставлении настоящего положения духовенства с дореволюционным, нам грозит конец и конец самый бесславный, не сопротивляться которому я, естественно, не мог.
2) Свое политическое лицо или, точнее выражаясь, свое влияние на общественную жизнь внутри государства - Церковь потеряла как будто безвозвратно с приходом большевиков. И, несмотря на это, наше церковное руководство в лице митрополита Сергия пошло по линии оправдания всей системы советской власти, выпустив для всеобщего об этом сведения, а для нас - духовенства - и для исполнения несколько соответствующих деклараций, вплоть до официального заявления представителям мировой печати о том, что в СССР Церковь и духовенство пользуются полной свободой и никаким преследованиям не подвергаются".

31 мая 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю был осужден по обвинению "контрреволюционная агитация, поминание царей, цариц и великих князей, а также оставшихся за границей в лагере контрреволюции, митрополитов: Евлогия, Антония (Храповицкого) и др., чтобы воскресить классовый монархический характер и РПЦ" (ст. 58-10 УК РСФСР) и приговорен к 5 годам концлагерей.

В обвинительном заключении было сказано:

"...вскрыта в г. Омске среди Сергиевского духовенства контрреволюционная группировка, идущая в своей практической деятельности вправо от принятого сергиевской ориентацией политического курса и, как следствие этого, занимающаяся организованной контрреволюционной агитацией среди верующих, включительно до произношения с церковной кафедры во время богослужения контрреволюционных формул..."

С июня 1933 года отбывал срок наказания в Байкало-Амурском концлагере (город Свободный Амурской области).

В 1937 году был освобожден и вернулся в Омск, где поселился в доме № 52 по Октябрьской улице. В церкви не служил, работал сторожем базы союзкульторга.

"Дело церковно-монархической организации "Омское епархиальное братство". 1937 г."

22 октября 1937 года вновь был арестован и заключен в Омскую тюрьму. Вместе с о. Иоанном было арестовано еще 39 человек. Их обвиняли в том, что они "в конце 1935 года огранизовали контрреволюционную церковно-монархическую организацию, именовавшуюся "Омское епархиальное братство" и руководимую контреволюционным центром, так называемого подпольного епископского совета. Последний, установив связи с существовавшей в г. Омске белогвардейской повстанческой организацией по ее заданию проводил повстанческую деятельность, имея конечной целью вооруженное свержение Советской власти".

10 ноября того же года тройкой УНКВД СССР по Омской области был осужден по обвинению "член к-р церковно-монархической организации "Омское епархиальное братство", проводил контрреволюционную работу по объединению духовенства и систематически вел контрреволюционную пораженческую агитацию" (стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР) и приговорен к расстрелу.

Расстрелян 13 ноября 1937 года в Омске.

28 марта 1958 года Президиумом Омского облсуда реабилитирован по 1937 году репрессий; 29 июня 1989 года Прокуратурой Омской области реабилитирован по 1933 году репрессий.

Награды

  • благословенная грамота (13 мая 1918, от архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского), "за усердные труды по удовлетворению религиозно-нравственных нужд Христолюбивого воинства")
  • набедренник (22 марта 1922, за усердное и полезное служение Св. Церкви)
  • скуфья (8 июня 1924, за усердную и беспорочную службу)
  • камилавка (7 апреля 1926, "за полезные усердные труды по организации 4-го благочиннического округа в Петропавловском у. Омской епархии")
  • наперсный крест (3 июля 1928, ко дню Св.Пасхи)
  • сан протоиерея (16 марта 1930, ко дню Св.Пасхи, за отличное служение Церкви)

Документы, литература

  • Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-6639.
  • Шангин М.С. Террор против совести. Омск: Омское книжное издательство, 1994. С.216-232.
  • Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.3]. Омск: Кн.изд-во, 2001. С.129.

Использованные материалы



[1]  Или Парфентьевич.

[2]  Тобольские епархиальные ведомости, 1917, № 3, отдел офиц., с. 30. Первоначальное назначение от 3 декабря 1916 года на вакансию диакона при церкви села Могилевского Курганского уезда (ТЕВ, 1916, № 47, отдел офиц., с. 598) по неизвестным причинам было отменено.

[3]  Согласно протоколу допроса о.Иоанна за 1937 г. он служил в Крестовоздвиженской церкви вплоть до ареста в 1933 г.

Редакция текста от: 07.05.2014 14:26:46

"ДОМБРОВСКИЙ ИВАН ПАФНУТЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google