Дорический ордер |
Сложился в дорийских областях Древней Греции и дорийских колониях при переходе к строительству храмов и других общественных сооружений из камня между 600 и 580 годами до н. э. [храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Сиракузах, Геры I (т. н. Базилика) в Пестуме, храмы «С» в Селинунте и Аполлона в Коринфе и др.].
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер состоит из трёхступенчатого основания – стереобата, каннелированной колонны (обычно с энтазисом), увенчанной капителью (из квадратного абака и выпуклого полукруглого эхина), и антаблемента. Переход от ствола к капители осуществляется с помощью ремешков и шейки (гипотрахелиона). Антаблемент дорического ордера членится на архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз, который состоит из ряда поддерживающих архитектурных обломов, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей – гуттами – под ними), и симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов).
Дорический ордер, наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров, стал главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. В архитектуре Древнего Рима был разработан римско-дорический ордер как вариант дорического ордера, характеризующийся наличием базы, отсутствием каннелюр, более стройными пропорциями и меньшей высотой антаблемента, на выносной плите которого часто не было мутулов. В архитектурно-теоретических трактатах со времён Витрувия (вторая половина I в. до н. э.) дорическую колонну было принято интерпретировать как образ обнажённого мужчины-героя, а сам ордер – как выражение его духовной и физической силы.
Использованные материалы
- Дорический ордер // Большая российская энциклопедия. Том 9. Москва, 2007, стр. 283
- Дорический ордер // Проект Храмы России по книге: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995