Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСИЙ (МЕНСБРЮГГЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Алексий (ван дер Менсбрюгге)
Архиеп. Алексий (ван дер Менсбрюгге)
Алексий (ван дер Менсбрюгге) (1899 - 1980), архиепископ б. Дюссельдорфский

В миру Альберт Эмильевич ван дер Менсбрюгге (Albert van der Mensbrugghe), родился 9 июля 1899 года в городе Синт-Никлас в Восточной Фландрии (Бельгия). Происходил из древней фламандской семьи, многие члены которой посвятили себя служению Римо-католической церкви.

Образование свое начал в гимназии в Генте, руководимой иезуитами учебного института. В семинарии святого Николая получил философское образование, которое завершил в философском колледже святого Бенедикта в монастыре святого Андрея в Брюгге, куда поступил в ноябре 1919 года послушником и 30 октября был наречён именем Мавр.

В 1921-1925 годы в Богословском колледже ордена святого Бенедикта получил богословское образование.

Затем окончил Папский Восточный институт в Риме со специализацией в области патристики и древней литургии. Прекрасно владел как родными фламандским и французским языками, так и немецким и английским.

В сентябре 1924 года был рукоположен во диакона, а 9 августа 1925 года - во священника Римо-католической церкви.

Обращение в Православие

Однажды присутствовал за Божественной литургией по византийскому обряду, которое произвело на него сильное впечатление. Стал интересоваться и занялся изучением православной литургики и богословия. После многих размышлений пришел к выводу, что к Римо-католической церкви он принадлежит лишь формально, убеждения же его сложились православными.

В 1928 году в Париже имел беседы с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и протоиереем Сергием Булгаковым. Об этих беседах стало известно, и по настоянию апостолического нунция он был переведён в женский монастырь Килемор в качестве домашнего капеллана, дабы там он "забыл своё Православие." Но получилось наоборот: в уединении он имел большую возможность размышлять над собой и своей верой. Его православные убеждения окрепли, что и выразилось, наконец, в открытом принятии Православия.

14 апреля 1929 года был принят митрополитом Евлогием в Православную Церковь в Парижском храме во имя преподобного Сергия Радонежского при Богословском институте с монашеским именем Алексий.

В Константинопольской юрисдикции в Великобритании

После принятия Православия выехал в Англию, где в течение 10 лет был домовым священником в одной влиятельной православной семье. В это время усиленно занимался в библиотеках Оксфорда и Лондона, где приобрёл основательные знания по православному богословию и литургике.

Когда началась Вторая мировая война, оказался оторванным от экзарха Западноевропейских русских церквей в связи с оккупацией Парижа и перешёл временно под архипастырское окормление митрополита Фиатирского Константинопольской Церкви.

В годы войны, получив британское подданство, служил военным священником, окормляя православных военнослужащих в Англии и Шотландии, а также православных жителей Северной Ирландии, под его пастырским попечением находилась также румынская община в Лондоне. В тот же период читал много докладов и исполнял обязанности священника в содружестве святого Албания и преподобного Сергия Радонежского.

В клире Московского Патриархата

После окончания войны в 1945 году восстановил связь с Русской Православной Церковью.

После 1945 года был назначен в новообразованный приход в Амстердаме, а в марте 1946 года отозван в Париж.

По рекомендации Владимира Лосского в октябре 1946 года был приглашен протоиереем Евграфом Ковалевским, ректором Французского православного института святого Дионисия в Париже, на должность профессора кафедры патристики и истории литургии.

24 ноября 1946 года был возведён в сан архимандрита и назначен инспектором института святого Дионисия патриаршим экзархом в Западной Европе митрополитом Серафимом. Преподавал в институте до 1950 года. Также систематически читал лекции по вопросам богословия и литургики в Англии, Германии, Австрии, ШвейцарииЖеневе).

Во "Французской Кафолической Православной Церкви"

Особое внимание обращал на проблему, остававшуюся для него главной на протяжении всей жизни - восстановление Православия западного обряда. Это побудило его в 1953 году вместе с Евграфом Ковалевским и основанной им "Французской Кафолической Православной Церковью" покинуть юрисдикцию Московского Патриархата.

С конца 1950-х годов преподавал патристику и литургику в семинарии в Вильмуасоне близ Парижа.

После кончины в 1958 году профессора Владимира Лосского заместил его на кафедре догматического богословия, передав кафедру патристики епископу Волоколамскому Василию (Кривошеину).

Возвращение под омофор Московского патриарха. Служение во Франции

В марте 1959 года возвратился в лоно Матери-Церкви и был направилен архиепископом Клишийским Николаем (Ерёминым) в клир Трёхсвятительского подворья в Париже с поручением пастырского окормления прихода преподобного Сергия и Германа Валаамских в Вильмуасоне.

В июне 1960 года впервые посетил Советский Союз и побывал в духовных центрах Русской Православной Церкви.

31 августа 1960 года избран епископом Мёдонским, вторым викарием патриаршего экзарха в Западной Европе. Епископская хиротония была совершена 1 ноября того же года в Парижском храме Трёх святителей митрополитом Корсунским Николаем, архиепископом Брюссельским Василием, епископами Сергиевским Антонием и Подольским Никодимом.

Несколько лет исполнял педагогические обязанности в Париже.

Служение в Америке

30 июля 1968 года был назначен епископом Филадельфийским, викарием Нью-Йоркской епархии.

На этом посту участвовал в управлении епархией и восстановлении канонических отношений с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке.

Продолжал богословские и литургические исследования, чтение лекций, в том числе в римо-католических университетах Нью-Йорка и Вашингтона.

5 апреля 1970 года возведен в сан архиепископа.

10 апреля того же года, в связи с учреждением автокефальной Православной Церкви в Америке, был переведен временно управляющим патриаршими приходами в Мексике.

Служение в Германии

11 августа 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви освободил его от управления приходами в Мексике и поручил, изучив состояние церковных дел в Северной Германии (в пределах ФРГ), представить доклад с предложениями об определении ему соответствующего титула и постоянной резиденции в Северной Германии. По предложению архиепископа Алексия 1 декабря того же года ему был присвоен титул архиепископа Северогерманского, 24 февраля 1971 года измененный на Дюссельдорфского.

В мае-июне 1971 года представлял свою епархию на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

25 мая 1975 года, с участием патриаршего экзарха Средней Европы архиепископа Берлинского Филарета (Вахромеева), открыл в Дюссельдорфе епархиальный центр, разместившийся в бывшем монастыре, переданном Кёльнской епархией Римо-католической церкви. В 1978-1980 годах по его инициативе в епархиальном центре проходили межконфессиональные встречи, на которых обсуждались богословские, литургические, патрологические, экуменические и другие вопросы.

Вступив в управление епархией уже в преклонном возрасте, показал пример самоотверженного архипастырского служения. Принимая деятельное участие в межправославном и межконфессиональном сотрудничестве в ФРГ, продолжал богословские и литургические исследования. За время его управления епархией её численность выросла с одного до четырех приходов.

4 апреля 1979 года подал прошение об увольнении на покой из-за тяжёлой хронической болезни. 27 апреля того же года прошение было удовлетворено, а в патриарх Московский и всея Руси Пимен направил ему личное письмо:

"Мы благодарим Господа, даровавшего святой Русской Православной Церкви такого преданного и одарённого Его служителя, каким являетесь Вы, Ваше Высокопреосвященство. На протяжении многих и многих лет Вы, дорогой Владыко, осуществляли напряжённую богословскую деятельность и стали признанным авторитетом в таких важных сферах христианской науки, как патрология и древняя литургика. Немало трудов Вы положили для подготовки молодых поколений православных богословов и священнослужителей... Вы показали себя достойным преемником святых апостолов, рачительным пастырем словесных овец... Господь воздаст Вам, дорогой Владыко, по делам Вашим Своею великою и богатою милостью."

Отвечая патриарху, архиепископ Алексий писал: "Ваши сердечные слова доставили мне большую радость. Я надеюсь, что смогу закончить мои литургические и богословские труды, которыми я все ещё занимаюсь."

В духовной бодрости он встретил свой 80-летний юбилей. Скончался 26 мая 1980 года в Дюссельдорфе на 81 году жизни. 30 мая того года в храме во имя святого Корнилия в Нойсе, ФРГ, архиепископ Берлинский Мелхиседек (Лебедев) в сослужении клириков епархии и представителей местной митрополии Константинопольского Патриархата совершил отпевание. Погребён на семейном участке кладбища в Синт-Никласе, Бельгия.

Награды

  • ношение креста на клобуке (5 апреля 1970)
  • ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й степени, равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени

Труды

  • "Речь при наречении во епископа Медонского," ЖМП, 1961, № 2, 15.
  • "Воскресение Христово, его действительность и действенность," ЖМП, 1974, № 5, 60-65.
  • Восточная Православная литургия, Париж, 1948 (фр. яз.).
  • "Развитие часовых молитв (часов) в церкви," Дух и истина, 1954 (нем. яз.).
  • Время молитвы в египетском монашестве, Берлин, 1957 (англ. яз.).
  • "Православие перед экуменической тенденцией," Вестник Экзархата, 1961, 37 (фр. яз.).
  • "Православие и экуменическое движение," Примиренное христианство, 1961.
  • "Церковь как Царство Христово с точки зрения православия," Вестник Экзархата, 1961 (фр. яз.).
  • "Вклад синагоги в христианскую литургию," Вестник Экзархата, 1963, 41 (фр. яз.).
  • "Вера, устав и миссия Церкви. Истинная проблема ее экуменического единства," Православие сегодня, 1966, 14 (нем. яз.).
  • "Таинства: Мосты или стены между православием и Римом?", Диакониа, 1968, 3 (англ. яз.).
  • "Первосвятительство Христа и святительство святых в Нем," Православие сегодня, 1968, 22 (нем. яз.).
  • "Удовлетворительна ли восточная православная литургическая традиция для современного человека?", Диакониа, 1969, 4 (англ. яз.).
  • "Теология евхаристической жертвы в свете Св. Писания и древних Отцов," Православие сегодня, 1970, 32-33 (нем. яз.).

Документы, литература

  • Архив ОВЦС МП.
  • Успенский Н. Д., "К вопросу о «православной литургии западного обряда»" [Критич. анализ труда архим. Алексия (Ван дер Менсбрюгге)," La Liturgie ortodoxe de rite oxidentale, P., 1948], ЖМП, 1954, № 8, 33-45; № 9, 57-65.
  • Мануил, Русские иерархи, 1893-1965, ч. 1, 106-109.
  • "Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге) во епископа Медонского," ЖМП, 1961, № 2, 15-21.
  • Тон Н., "Высокопреосвященный Алексий (Ван дер Менсбрюгге), бывший Дюссельдорфский: Некролог," ЖМП, 1980, № 11, 18-20.

Использованные материалы

Редакция текста от: 12.12.2017 15:42:45

"АЛЕКСИЙ (МЕНСБРЮГГЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google