Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ I (БАГРАТИОНИ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний I (Багратиони) (1720 - 1788), католикос-патриарх восточной Грузии (1744-1755, 1764-1788), видный государственный и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик.

В миру Теймураз Багратиони, родился 17 октября 1720 года, сын Картлийского царя Иессея (1714-1716, 1724-1727) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя.

Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, будущим царем Ираклием II. Изучал Священное Писание, греческий, татарский и персидский языки, светские науки. На формирование личности будущего святителя оказали большое влияние его восприемник архим. Давидо-Гареджийского монастыря Спиридон и еп. Памфилийский Парфений.

В 15 лет Теймураз обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иранский полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту.

Теймураз поступил в Давидо-Гареджийский монастырь, в 1738 г. переехал в западную Грузию и был пострижен в монашество в Гелатском монастыре Абхазо-Имеретинским католикосом-патриархом Григорием II.

В 1739 г. поставлен игуменом Гелатского монастыря.

В 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740-1742) и возведен в сан митрополита.

В 1743-1744 гг. вернулся в Давидо-Гареджийский монастырь.

В 1744 г. избран католикосом-патриархом Вост. Грузии, что имело важный политический аспект,- это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Восточной Грузии османами (1723-1735), затем персами (1735-1744) Теймураз II и Ираклий II начали государственную деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т. д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762, после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, Антоний I поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время его патриаршества увеличилось количество духовных школ и училищ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели.

Патриарх Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами, стремясь с их помощью привлечь иностранный капитал для оздоровления грузинской экономики. Его лояльность к иностранным миссионерам преследовала и другую цель: он хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но Теймураз II изгнал латинян из пределов Грузии, а противники Антония I под руководством Захарии Габашвили обвинили католикоса-патриарха в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 г. состоялся поместный Собор Грузинской Церкви, провозгласивший патриарха Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. Преемником Антония был избран архиеп. Руисский Иосиф (Джандиери). После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать в Россию, где проживали его родственники - наследники царя Вахтанга VI.

16 марта 1757 г. Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Церкви и был оправдан.

23 ноября 1757 г. назначен архиепископом «не в дальности от Москвы», на Владимирскую и Яропольскую кафедру РПЦ. Владыка активно изучал русский и церковнославянский языки, сблизился со многими иерархами Русской Церкви.

Ираклий II, ставший после смерти Теймураза II царем объединенных Картли и Кахети, вызвал Антония из России, и 20 марта 1763 г. владыка прибыл на родину.

На созванном в 1764 г. Соборе Грузинской Церкви Антоний I был восстановлен в сане католикоса-патриарха Вост. Грузии.

Он энергично включился в церковную и политическую жизнь, продолжая литературную и научную деятельность. Им были собраны и представлены Ираклию II дарственные грамоты груз. царей, подтверждающие имущественные права Церкви. В этот же период А. резко выступал против григориан, проживавших в грузинских городах и активно пропагандировавших монофизитство среди населения.

В 1772 г. Ираклий II послал патр. Антония в Россию с особой дипломатической миссией, заключавшейся в ведении переговоров, которые привели к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 г. В том же году Антоний был назначен членом Святейшего Синода РПЦ, как это явствует из грамот Антония, его надгробной надписи в Светицховели и ямбического стиха, ему посвященного и написанного его учеником, прот. Тбилисского Сиони Иоане Осесдзе [1].

С именем патриарха Антония I связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й пол. XVIII в. Он возобновил работу типографии, основанной Вахтангом VI в 1712 г., содействовал открытию новых начальных школ, по его инициативе епархиальные школы, наполовину частные, превратились в государственные училища. С его помощью были основаны Тбилисская (1755) и Телавская (1782) духовные семинарии. Патр. Антонию I принадлежат проекты 3 высших учебных заведений в Тбилиси, Гори и Телави. В годы патриаршества Антония было введено в литургическую практику Грузинской Церкви обязательное ношение иерархами саккоса при совершении богослужения, установленное в России имп. Петром I.

Скончался 1 марта 1788 года в Тбилиси. Погребен в мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами.

Труды

В 1740-1758 гг. Антоний I составил новые редакции Праздничной Минеи [2], пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых и святых Вселенской Православной Церкви, привел в порядок гимнографический и литургический пласты богослужебной литературы и добавил к ним свои оригинальные гимнографические каноны, используя славянские и русские материалы, часть которых перевел на грузинский язык. В 1768-1769 гг. на основе образцов отечественной агиографии создал новую оригинальную версию житий грузинских святых и включил их в сборник 20 агиографических текстов «Мартирика», который относится к лучшим образцам древнегрузинской прозы. В 1769 г. написал историю грузинской культуры в стихотворной форме (880 ямбических строф) - «Мерное слово», содержащее информацию по истории страны, неизвестную из др. источников. Отдельные части этого сочинения посвящены груз. святым, царям и писателям.

Антонию I принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» св. Иоанна Лествичника. Патриарх Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX в. В области догматики его перу принадлежит «Катехизис православного исповедания», «Теология в 4-х частях» (догматика, практика, мистика и полемика), а также «Книга исповедания православной веры» и «Толкование на 50-й псалом».

Патр. Антоний I перевел с латыни на грузинский язык ряд философских трудов Ф. Х. Баумейстера. Свои собственные взгляды и замечания на отдельные положения автора он выразил в предисловиях названных книг и подробных комментариях, прилагаемых к тексту. C армянского языка перевел деяния I, II и III Вселенских Соборов.

Антоний I составил грузинскую грамматику по системе 1-й редакции армянской грамматики Мхитара Гоша и позже на ее основе - первый учебник, в котором были определены грамматические категории грузинского языка, установлены орфографические правила и нормы литературного языка; познакомил грузинского читателя с теорией трех стилей и проиллюстрировал ее на примерах произведений грузинских авторов; перевел с латыни на грузинский язык учебник по физике К. Вольфа, приложив немалый труд по созданию грузинской терминологии в области грамматики и физики.

Патриарх Антоний - автор исторических соч. «Происхождение грузинских царей» и «История Александра Македонского, Квинта Курция».

Сочинения

  • წყობილსიტყვაობა / პ. იოსელიანის გამოცემა. ტფილისი, 1853;
  • რ. ბარამიმის გამოცემა. თბილისი, 19722. Т. 1;
  • ი. ლოლაშვილის გამოცემა. თბილისი, 19803;
  • ჟართული ღრამმატიკა / რ. ერისთავის გამოცემა. ტფილისი, 1885;
  • ელ. ბაბუნაშვილის, ნ. გოგუამის და ლ. კიკნამის გამოცემა. თბილისი, 19972;
  • მზამეტყველება / პ. კარბელაშვილის გამოცემა. ტფილისი, 1892;
  • «მარტირიკა» // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ტეჟსტი გამოსაცემად მოამზადეს, ე. გაბიმაშვილმა და მ. ჟავთარიამ. თბილისი, 1980. Т. 6. С. 9-419;
  • სპეკალი / ტეჟსტი გამოსაცემად მოამზადა გ. დედაბრიშვილმა. თბილისი, 1991.

Литература

  • სადღესასწაულო. Ин-т рукописей АН Грузии им. Кекелидзе. А 151; S 1464;
  • საეკლესიო კრებების აჟტები. Там же. A 226;
  • ღვთისმეტყველება. Там же. S 3657; S 3658; S 3659; S 3660;
  • კატეხიზმო. Там же. S 5163;
  • წიგნი კატეგორია სიმეტნე. Там же. S 52;
  • ლოგიკა ბაუმეისტერისა. Там же. S 2596;
  • ბაუმაისტერი: მეტაფიზიკა, ფილისოფია საპრაჟტიკო. Там же. S 4550;
  • ეთიკა ბაუმფისტერისა. Там же. S 2596;
  • ვოლფის თეორიული ფიზიკა. Там же. S 114;
  • კვინტოს კურაციოსი: ალეჟსანდრე მაკედონელის ისტორია. Там же. S 410.
  • Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии» / Изд., примеч. П. И. Иосселиани. Тифлис, 1855;
  • მთვარელიშვილი ნ. ანტონ I, საჟართველოს კათალიკოზი // ივერია. ტფილისი, 1878. № 9-10;
  • Жордания Ф. Антоний I Католикос Грузии и архиепископ Владимирский и Иеропольский // Духовный вестник Грузинского Экзархата. 1891. № 1, 2, 4, 5, 8, 10, 11, 14-16, 19; 1892. № 1, 2, 4, 6;
  • კარბელაშვილი პ. იერარჟია საჟართველოს ეკლესიისა. ტფილისი, 1900. C. 140-157;
  • Хаханов А. С. Очерки по истории грузинской словесности. М., 1901. Вып. 3. С. 242-273;
  • კეკელიმე კ. ანტონ კათალიკოსის სალიტურღიკო მოღვაწეობიდან. თბილისი, 1914;
  • он же. კათალიკოსი ანტონ პირველი // მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1951. Т. 1. C. 345-358;
  • он же. სპეკალი: ახლად აღმოჩენილი ფილოსოფიური შრომა ანტონ პირველისა // ეტიუდები მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორიიდან. თბილისი, 1956. Т. 1. C. 250-282;
  • он же. ეტიუდები. თბილისი 1957. Т. 4. C. 175-186;
  • მელიჟსეთბეგი ლ. ანტონ I-ის «მზამეტყველების» ლათინურ-სომხური წყაროები. თბილისი, 1947;
  • ფრანგიშვილი ა. ფსიჟოლოგიური ცოდნის სისტემა ანტონის «სპეკალში» ანტონის ფილოსოფიური სკოლა // ნარკვევები ადამიანის ფსიჟოლოგიური ცოდნის ისტორიიდან საჟართველოში (XVII-XVIII სს. და XIX ს. დასაწყისი). თბილისი, 1959. C. 194-279;
  • ბაბუნაშვილი ე. ანტონ პირველი და ჟართული გრამატიკის საკითხები. თბილისი, 1970;
  • он же, უთურგაიმე თ. ანტონ პირველის «ჟართული გრამატიკა» და მისი ეროვნულ-ისტორიული მნიშვნელობა. თბილისი, 1991;
  • ჟავთარია მ. ანტონ ბაგრატიონის ეპისტოლარული მემკვიდრეობა // XVIII ს. ჟართული საზოგადოებრივი აზროვნების ისტორიიდან. თბილისი, 1977. C. 93-272, 420-629;
  • он же. ანტონ ბაგრატიონის ეპისტოლარული მემკვიდრეობა // ჟართული საზოგადოებრივი აზროვნების ისტორიიდან. თბილისი, 1997. C. 93-272;
  • ფოცხიშვილი ა. ჟართული გრამატიკული აზრის ისტორიიდან. თბილისი, 1979;
  • он же. ჟართული ენათმეცნიერების ისტორია. თბილისი, 1995;
  • ავალიანი ს. ჟართული ნატურფილოსოაიის ისტორიის ნარკვევები. თბილისი, 1984;
  • он же. ანტონ პირველი (ბაგრატიონი). თბილისი, 1987;
  • Балхамишвили Б. А. Грузинская метафрастика XVIII в.: «Мартирик» Антона Багратиони: А. к. д. Тбилиси, 1986;
  • გუგუშვილი მ. მოწენიმე ლ. ანტონ პირველის ცხოვრებისა და მოღვაეობის ზოგიერთი საკითხი // საღვთისმეტყველო კრებული. თბილისი, 1991. Т. 1. C. 130-147;
  • სიხარულიმე ფ. ანტონ პირველის ცხოვრება და მოღვაწეობა რუსეთში // Там же. С. 148-154;
  • საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. C. 123-129.

Использованные материалы



[1]  წყობილსიტყვაობა. C. 302

[2]  Ин-т рукописей АН Грузии им. Кекелидзе. А 151; S 1464

Редакция текста от: 05.02.2012 11:28:33

"АНТОНИЙ I (БАГРАТИОНИ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google