Антоний I (Багратиони) (1720 - 1788), католикос-патриарх восточной Грузии (1744-1755, 1764-1788), видный государственный и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик.
В миру Теймураз Багратиони, родился 17 октября 1720 года, сын Картлийского царя Иессея (1714-1716, 1724-1727) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя.
Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, будущим царем Ираклием II. Изучал Священное Писание, греческий, татарский и персидский языки, светские науки. На формирование личности будущего святителя оказали большое влияние его восприемник архим. Давидо-Гареджийского монастыря Спиридон и еп. Памфилийский Парфений.
В 15 лет Теймураз обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иранский полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту.
Теймураз поступил в Давидо-Гареджийский монастырь, в 1738 г. переехал в западную Грузию и был пострижен в монашество в Гелатском монастыре Абхазо-Имеретинским католикосом-патриархом Григорием II.
В 1739 г. поставлен игуменом Гелатского монастыря.
В 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740-1742) и возведен в сан митрополита.
В 1743-1744 гг. вернулся в Давидо-Гареджийский монастырь.
В 1744 г. избран католикосом-патриархом Вост. Грузии, что имело важный политический аспект,- это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Восточной Грузии османами (1723-1735), затем персами (1735-1744) Теймураз II и Ираклий II начали государственную деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т. д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762, после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, Антоний I поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время его патриаршества увеличилось количество духовных школ и училищ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели.
Патриарх Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами, стремясь с их помощью привлечь иностранный капитал для оздоровления грузинской экономики. Его лояльность к иностранным миссионерам преследовала и другую цель: он хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но Теймураз II изгнал латинян из пределов Грузии, а противники Антония I под руководством Захарии Габашвили обвинили католикоса-патриарха в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 г. состоялся поместный Собор Грузинской Церкви, провозгласивший патриарха Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. Преемником Антония был избран архиеп. Руисский Иосиф (Джандиери). После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать в Россию, где проживали его родственники - наследники царя Вахтанга VI.
16 марта 1757 г. Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Церкви и был оправдан.
23 ноября 1757 г. назначен архиепископом «не в дальности от Москвы», на Владимирскую и Яропольскую кафедру РПЦ. Владыка активно изучал русский и церковнославянский языки, сблизился со многими иерархами Русской Церкви.
Ираклий II, ставший после смерти Теймураза II царем объединенных Картли и Кахети, вызвал Антония из России, и 20 марта 1763 г. владыка прибыл на родину.
На созванном в 1764 г. Соборе Грузинской Церкви Антоний I был восстановлен в сане католикоса-патриарха Вост. Грузии.
Он энергично включился в церковную и политическую жизнь, продолжая литературную и научную деятельность. Им были собраны и представлены Ираклию II дарственные грамоты груз. царей, подтверждающие имущественные права Церкви. В этот же период А. резко выступал против григориан, проживавших в грузинских городах и активно пропагандировавших монофизитство среди населения.
В 1772 г. Ираклий II послал патр. Антония в Россию с особой дипломатической миссией, заключавшейся в ведении переговоров, которые привели к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 г. В том же году Антоний был назначен членом Святейшего Синода РПЦ, как это явствует из грамот Антония, его надгробной надписи в Светицховели и ямбического стиха, ему посвященного и написанного его учеником, прот. Тбилисского Сиони Иоане Осесдзе [1].
С именем патриарха Антония I связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й пол. XVIII в. Он возобновил работу типографии, основанной Вахтангом VI в 1712 г., содействовал открытию новых начальных школ, по его инициативе епархиальные школы, наполовину частные, превратились в государственные училища. С его помощью были основаны Тбилисская (1755) и Телавская (1782) духовные семинарии. Патр. Антонию I принадлежат проекты 3 высших учебных заведений в Тбилиси, Гори и Телави. В годы патриаршества Антония было введено в литургическую практику Грузинской Церкви обязательное ношение иерархами саккоса при совершении богослужения, установленное в России имп. Петром I.
Скончался 1 марта 1788 года в Тбилиси. Погребен в мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами.
Труды
В 1740-1758 гг. Антоний I составил новые редакции Праздничной Минеи [2], пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых и святых Вселенской Православной Церкви, привел в порядок гимнографический и литургический пласты богослужебной литературы и добавил к ним свои оригинальные гимнографические каноны, используя славянские и русские материалы, часть которых перевел на грузинский язык. В 1768-1769 гг. на основе образцов отечественной агиографии создал новую оригинальную версию житий грузинских святых и включил их в сборник 20 агиографических текстов «Мартирика», который относится к лучшим образцам древнегрузинской прозы. В 1769 г. написал историю грузинской культуры в стихотворной форме (880 ямбических строф) - «Мерное слово», содержащее информацию по истории страны, неизвестную из др. источников. Отдельные части этого сочинения посвящены груз. святым, царям и писателям.
Антонию I принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» св. Иоанна Лествичника. Патриарх Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX в. В области догматики его перу принадлежит «Катехизис православного исповедания», «Теология в 4-х частях» (догматика, практика, мистика и полемика), а также «Книга исповедания православной веры» и «Толкование на 50-й псалом».
Патр. Антоний I перевел с латыни на грузинский язык ряд философских трудов Ф. Х. Баумейстера. Свои собственные взгляды и замечания на отдельные положения автора он выразил в предисловиях названных книг и подробных комментариях, прилагаемых к тексту. C армянского языка перевел деяния I, II и III Вселенских Соборов.
Антоний I составил грузинскую грамматику по системе 1-й редакции армянской грамматики Мхитара Гоша и позже на ее основе - первый учебник, в котором были определены грамматические категории грузинского языка, установлены орфографические правила и нормы литературного языка; познакомил грузинского читателя с теорией трех стилей и проиллюстрировал ее на примерах произведений грузинских авторов; перевел с латыни на грузинский язык учебник по физике К. Вольфа, приложив немалый труд по созданию грузинской терминологии в области грамматики и физики.
Патриарх Антоний - автор исторических соч. «Происхождение грузинских царей» и «История Александра Македонского, Квинта Курция».
Сочинения
- წყობილსიტყვაობა / პ. იოსელიანის გამოცემა. ტფილისი, 1853;
- რ. ბარამიმის გამოცემა. თბილისი, 19722. Т. 1;
- ი. ლოლაშვილის გამოცემა. თბილისი, 19803;
- ჟართული ღრამმატიკა / რ. ერისთავის გამოცემა. ტფილისი, 1885;
- ელ. ბაბუნაშვილის, ნ. გოგუამის და ლ. კიკნამის გამოცემა. თბილისი, 19972;
- მზამეტყველება / პ. კარბელაშვილის გამოცემა. ტფილისი, 1892;
- «მარტირიკა» // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ტეჟსტი გამოსაცემად მოამზადეს, ე. გაბიმაშვილმა და მ. ჟავთარიამ. თბილისი, 1980. Т. 6. С. 9-419;
- სპეკალი / ტეჟსტი გამოსაცემად მოამზადა გ. დედაბრიშვილმა. თბილისი, 1991.
Литература
- სადღესასწაულო. Ин-т рукописей АН Грузии им. Кекелидзе. А 151; S 1464;
- საეკლესიო კრებების აჟტები. Там же. A 226;
- ღვთისმეტყველება. Там же. S 3657; S 3658; S 3659; S 3660;
- კატეხიზმო. Там же. S 5163;
- წიგნი კატეგორია სიმეტნე. Там же. S 52;
- ლოგიკა ბაუმეისტერისა. Там же. S 2596;
- ბაუმაისტერი: მეტაფიზიკა, ფილისოფია საპრაჟტიკო. Там же. S 4550;
- ეთიკა ბაუმფისტერისა. Там же. S 2596;
- ვოლფის თეორიული ფიზიკა. Там же. S 114;
- კვინტოს კურაციოსი: ალეჟსანდრე მაკედონელის ისტორია. Там же. S 410.
- Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии» / Изд., примеч. П. И. Иосселиани. Тифлис, 1855;
- მთვარელიშვილი ნ. ანტონ I, საჟართველოს კათალიკოზი // ივერია. ტფილისი, 1878. № 9-10;
- Жордания Ф. Антоний I Католикос Грузии и архиепископ Владимирский и Иеропольский // Духовный вестник Грузинского Экзархата. 1891. № 1, 2, 4, 5, 8, 10, 11, 14-16, 19; 1892. № 1, 2, 4, 6;
- კარბელაშვილი პ. იერარჟია საჟართველოს ეკლესიისა. ტფილისი, 1900. C. 140-157;
- Хаханов А. С. Очерки по истории грузинской словесности. М., 1901. Вып. 3. С. 242-273;
- კეკელიმე კ. ანტონ კათალიკოსის სალიტურღიკო მოღვაწეობიდან. თბილისი, 1914;
- он же. კათალიკოსი ანტონ პირველი // მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1951. Т. 1. C. 345-358;
- он же. სპეკალი: ახლად აღმოჩენილი ფილოსოფიური შრომა ანტონ პირველისა // ეტიუდები მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორიიდან. თბილისი, 1956. Т. 1. C. 250-282;
- он же. ეტიუდები. თბილისი 1957. Т. 4. C. 175-186;
- მელიჟსეთბეგი ლ. ანტონ I-ის «მზამეტყველების» ლათინურ-სომხური წყაროები. თბილისი, 1947;
- ფრანგიშვილი ა. ფსიჟოლოგიური ცოდნის სისტემა ანტონის «სპეკალში» ანტონის ფილოსოფიური სკოლა // ნარკვევები ადამიანის ფსიჟოლოგიური ცოდნის ისტორიიდან საჟართველოში (XVII-XVIII სს. და XIX ს. დასაწყისი). თბილისი, 1959. C. 194-279;
- ბაბუნაშვილი ე. ანტონ პირველი და ჟართული გრამატიკის საკითხები. თბილისი, 1970;
- он же, უთურგაიმე თ. ანტონ პირველის «ჟართული გრამატიკა» და მისი ეროვნულ-ისტორიული მნიშვნელობა. თბილისი, 1991;
- ჟავთარია მ. ანტონ ბაგრატიონის ეპისტოლარული მემკვიდრეობა // XVIII ს. ჟართული საზოგადოებრივი აზროვნების ისტორიიდან. თბილისი, 1977. C. 93-272, 420-629;
- он же. ანტონ ბაგრატიონის ეპისტოლარული მემკვიდრეობა // ჟართული საზოგადოებრივი აზროვნების ისტორიიდან. თბილისი, 1997. C. 93-272;
- ფოცხიშვილი ა. ჟართული გრამატიკული აზრის ისტორიიდან. თბილისი, 1979;
- он же. ჟართული ენათმეცნიერების ისტორია. თბილისი, 1995;
- ავალიანი ს. ჟართული ნატურფილოსოაიის ისტორიის ნარკვევები. თბილისი, 1984;
- он же. ანტონ პირველი (ბაგრატიონი). თბილისი, 1987;
- Балхамишвили Б. А. Грузинская метафрастика XVIII в.: «Мартирик» Антона Багратиони: А. к. д. Тбилиси, 1986;
- გუგუშვილი მ. მოწენიმე ლ. ანტონ პირველის ცხოვრებისა და მოღვაეობის ზოგიერთი საკითხი // საღვთისმეტყველო კრებული. თბილისი, 1991. Т. 1. C. 130-147;
- სიხარულიმე ფ. ანტონ პირველის ცხოვრება და მოღვაწეობა რუსეთში // Там же. С. 148-154;
- საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. C. 123-129.
Использованные материалы
- М. Кавтария. Антоний I (Багратиони). Православная энциклопедия, т. 2, с. 656-658
[1] წყობილსიტყვაობა. C. 302
[2] Ин-т рукописей АН Грузии им. Кекелидзе. А 151; S 1464