Аскити́рий (греч. ἀσκητήριον - место подвижничества) - небольшой уединенный монастырь или жилище отшельника-аскета.
Этот термин впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим [1], и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги.
Церковные историки Палладий [2] и Сократ Схоластик [3] употребляют понятие «аскитирий» применительно к некоторым Нитрийским обителям для обозначения небольшого монастыря, что соответствует русскому понятию «скит».
Свт. Василий Великий использовал понятие «аскитирий» в значении «обители» или «кельи» [4]. Тот же смысл вкладывает и свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому, упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (ἀσκητήρια καὶ μοναστήρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικῶν καὶ μιγάδων) [5].
Часто аскитирий употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси [6].
В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I, патриарху Иерусалимскому, слово «аскитирий» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы [7].
В средне- и поздневизантийские периоды понятие «аскитирий» использовалось и как синоним слова «монастырь» [8], и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (ἡσυχαστήριον) и «эримитирий» (ἐρημητήριον). В отличие от этих терминов аскитирий означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., аскитирий прп. Афанасии Эгинской); часто аскитирий находился в труднодоступных пещерах (напр., аскитирий прп.Афанасия Метеорского).
Из наиболее известных в наст. время в Греции аскитириев многие являются пещерными кельями или храмами (напр., аскитирий свт. Спиридона, еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и аскитирий ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия).
На Афоне аскитирии находятся в южной части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями [9].
На Кипре наиболее знаменит аскитирий св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), который представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. [10].
Литература
- Du Cange C. F. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lugduni, 1688. Col. 141;
- Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (from B. C. 146 to A. D. 1100). Boston, 1870. Vol. 1. P. 262;
- Lampe. Lexicon. P. 244; Γκητᾶκος Μ. Χ. ̓Ασκητήρια // ΘΗΕ. T. 3. Σ. 376-378;
- Bianco M. G. Ascétère // Dictionnaire encyclopédique du christianisme ancien. P., 1990. Vol. 1. P. 260.
Использованные материалы
- А. А. Войтенко. «Аскитирий». Православная энциклопедия, т. 3, с. 609
[1] Athanas. Vita Antonii // PG. 26. Col. 845
[2] Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3
[3] Hist. eccl. IV 23; VI 7
[4] Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus) // PG. 31. Col. 888
[5] Greg. Nazianz. Or. 43. 62
[6] Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12
[7] Miracula Cyri et Joannis. 34 // PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542
[8] напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10
[9] Καδάς Σ. Τό ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος. Τά μοναστήρια καί οἱ Θησαυροί τους. ̓Αθήνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)
[10] Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514