Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЯ ЭГИНСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Афанасия Эгинская.  Икона
Прп. Афанасия Эгинская. Икона
Афанасия Чудотворица Эгинская (+ 860), игумения, преподобная

Память 12 апреля, 18 апреля (Греч. [1])

Родилась на острове Эгине, Греция, в благочестивой христианской семье от супругов Никиты и Марии [2]. Уже в семилетнем возрасте девочка выучила Псалтирь, которую читала постоянно с умилением. С раннего возраста она твердо решила идти в монастырь.

Когда ей исполнилось 16 лет, родители уговорили ее выйти замуж. Девушка, отличавшаяся красотой, покорилась, но прожила в браке всего лишь 16 дней: муж был взят на войну и там убит.

Овдовев, святая Афанасия решила исполнить свое давнее желание. Но в то время вышел указ императора Михаила Косноязычного (820 - 829), согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Святой Афанасии пришлось снова выйти замуж. В замужестве она вела благочестивую и добродетельную жизнь: трудилась по дому, помогала больным и нуждающимся, принимала странников. В воскресные и праздничные дни преподобная приглашала к себе родных и знакомых и читала им Священное Писание. Под ее влиянием муж ее ушел в монастырь и дал жене разрешение на постриг.

Святая раздала имущество, приняла иночество и вместе с благоговейными женами удалилась в уединенное место. Через три-четыре года сестры умолили преподобную стать игуменией их небольшой общины. Святая смотрела на свое игуменство как на особое служение Богу и сестрам. Она подавала пример кротости и смирения. Все погрешности сестер исправляла с любовью, без гнева.

Хотя святая Афанасия носила звание игумении, она считала себя последней между сестрами и всегда помнила заповедь Спасителя: "Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20, 27). Преподобная никогда не позволяла сестрам прислуживать себе, хотя бы даже возлить на руки воду.

Преподобная Афанасия носила власяницу, а поверх нее одежду из грубой овечьей шерсти, большую часть ночи молилась. Спала она мало, и то на голых камнях. Днем она работала вместе с сестрами. Пищу, которая состояла из куска хлеба и воды, принимала только вечером. Масло, сыр и рыбу разрешала себе только в Рождество Христово и Святую Пасху. В посты питалась раз в три дня [3] лишь сырой зеленью. Четыре года прожила преподобная Афанасия в этой обители.

На острове Эгине жил один старец-инок, преподобный Матфей, который ранее был игуменом. Он взял на себя великий подвиг: каждую ночь прочитывал Псалтирь, присоединяя к чтению еще и молитвы. Спал святой сидя и самое малое время. При пении псалмов, чтении молитв и принесении Бескровной Жертвы преподобный не мог удерживаться от слез. Носил он одну только острую власяницу и великим воздержанием и подвигами совершенно иссушил плоть. Особенную любовь он имел к святому Иоанну Богослову. Однажды при совершении Божественной литургии он удостоился видеть апостола, стоявшего на престоле. Преподобный своей мантией исцелил расслабленного, крестным знамением исправил перекошенное по действу диавола лицо одного человека, изгонял бесов и сотворил много других чудес. Преподобный Матфей благословил святую Афанасию уйти с сестрами в еще более уединенное место. Она устроила обитель на пустынной горе того же острова вблизи древней церкви первомученика Стефана. Ежедневно преподобной было видение: появлялся некий прекрасный муж в сияющем облаке, и голос объяснял, что его украшают смирение и кротость. В ответ на это указание святая ревностно старалась стяжать эти добродетели.

Преподобная Афанасия удостоилась от Бога дара исцелений. После того, как она исцелила человека, у которого болели глаза, к ней стало стекаться множество народа, чтобы получить исцеление от душевных и телесных недугов. На обильные приношения приходивших в обитель преподобная построила в обители три церкви: во имя Пресвятой Богородицы, во имя святого пророка Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая Чудотворца.

Распространившаяся слава тяготила преподобную, и она взяла двух близких ей по духу сестер (Марию и Евпраксию) и ушла тайно в Константинополь. Там, как простая монахиня, преподобная поступила в один из монастырей, где прожила 7 лет.

Но ее святая жизнь снова привлекла внимание. Сестры Эгинского монастыря узнали, куда ушла их игумения, и отправились к ней, умоляя вернуться. Повинуясь Промыслу Божию, преподобная возвратилась в созданный ею монастырь. Вскоре после того она удостоилась видения двух светлых мужей, подавших ей хартию со словами: "Вот твоя свобода; возьми и возвеселись".

Двенадцать дней до своей кончины преподобная Афанасия пребывала в непрестанной молитве. В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы она призвала сестер и сказала, что смогла прочитать Псалтирь лишь до девятнадцатого псалма. Святая просила дочитать за нее Псалтирь до конца в церкви. Сестры пошли в церковь и там исполнили ее просьбу, а затем пришли проститься с преподобной. Она благословила их и просила торжественно и радостно провести праздник Успения Пресвятой Богородицы, устроить трапезу для нищих и убогих, а после Божественной литургии предать погребению ее тело. С этими словами преподобная Афанасия отошла ко Господу 14 августа 860 года.

В сороковой день за Божественной литургией две благочестивые сестры удостоились видеть, как пред царскими вратами явилась святая Афанасия. Два светлых мужа украсили ее главу венцом с крестами, вручили ей блистающий посох и через царские врата ввели в алтарь.

Перед кончиной святая Афанасия завещала кормить нищих в ее память до 40-го дня. Сестры, однако, не исполнили ее завета и ставили поминальную трапезу только 9 дней. Святая явилась некоторым сестрам и сказала: "Напрасно вы не исполнили моего завещания - сорокадневное поминовение усопших в храме и питание нищих много помогает грешным душам, а от праведных душ ниспосылается Небесная милость выполняющим поминовение". Явившаяся воткнула свой посох в землю и стала невидимой. Оставленный жезл на другой день пророс и стал живым деревцем. Через год после кончины преподобной к ее гробнице привели бесноватую женщину. Когда раскопали землю, то почувствовали благоухание и вынули гроб. Прикоснувшись к нему, бесноватая тотчас исцелилась. Тогда открыли крышку гроба и увидели нетленное тело преподобной, которое источало миро. Преподобная Афанасия была словно уснувшая: лицо ее сияло благолепием, все тело сохранилось нетленным и мягким, даже руки сгибались. Священники решили поставить тело преподобной в церкви. Когда тело переложили в новый ковчег, инокини сняли со святых мощей власяницу и хотели облечь их в шелковые одежды. Но руки преподобной Афанасии так плотно прижались к груди, что инокинн не смогли одеть ее в шелковую одежду. Так святая и по смерти явила свою любовь к нищете. Тогда одна из сестер, преклонив колени, стала молиться к преподобной, говоря: "Госпожа наша, как беспрекословно ты слушалась нас, когда жила с нами, так и сейчас благоволи послушаться нас и облечься в эти одежды, наш смиренный дар, принесенный тебе". Преподобная Афанасия, словно живая, приподнялась и протянула руки к одежде, её одели, и она вновь легла в гроб.

Почитание

Положенные в устроенную раку святые мощи преподобной Афанасии стали источником благодатных исцелений. Быстро распространилось её почитание. Древнейший список пространного жития находится в рукописи 916 года под 13 апреля [4]. Краткое житие преподобной содержится под 18 апреля в греческих Синаксарях [5] и в печатной Минее [6]. В западных календарях память святой отмечается 14 августа, в день ее успения [7]. В 1-й половине XIV века краткое житие преподобной Афанасии было переведено южными славянами в составе Стишного Пролога. Пространное житие её находится под 12 апреля в Волоколамской Четьей-Минее XV века [8], предположительно восходящей к оригиналу XII века. В Великий Минеях Четьих данное житие помещено под 11 апреля [9], краткое из Стишного Пролога - под 12 апрела [10].

Известно последование святой Афанасии, изданное в 1897 году [11]. В печатные Минеи, используемые ныне в греческих Церквах, это последование не вошло, в них под 18 апреля, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь преподобной [12].

Источники, литература

  • BHG, N 180.
  • ActaSS, Aug., T. 3, 168-175.
  • SynCP, Col. 611-614.
  • Carras, L., ed., "The Life of Athanasia of Aegina," Maistor, Canberra, 1984, 212-224 [греч. текст пространного жития]
  • ЖСв, Апр., 167-177.
  • Филарет (Гумилевский), Жития подвижниц, 238-244.
  • Remy, F., "Athanasie (3)," DHGE, T. 4, Col. 1400.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, 138-139.
  • Παπαδόπουλος, Σ. Γ., "̓Αθανάσια," ΘΗΕ, Τ. 1, 499-500.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), ῾Αϒιολόϒιον, 12.

Использованные материалы



[1]  "Ἡ Ὁσία Ἀθανασία ἡ Θαυματουργός ἐξ Αἰγίνης", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2696/sxsaintinfo.aspx.

[2]  "Православная энциклопедия" указывает и другую версию имени матери - Ирина. По http://days.pravoslavie.ru/Life/life838.htm - Марина.

[3]  Так по статье "Православной энциклопедии". По http://days.pravoslavie.ru/Life/life838.htm - раз в два дня.

[4]  Vat. gr. 1660, 916 г., BHG, N 180.

[5]  напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.

[6]  Венеция, 1603.

[7]  MartRom., 338.

[8]  РГБ. Вол. № 596.

[9]  BHG, N 180

[10]  Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 75-77 (2-я паг.).

[11]  Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques, XIX, 16.

[12]  Μηναῖον. ̓Απρίλιος, 128.

Редакция текста от: 27.10.2016 20:58:29

"АФАНАСИЯ ЭГИНСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google