Владимир (Алявдин), еп. Тобольский. Портрет. 40-е гг. XIX в. (РГИА) |
В миру Алявдин Василий Федорович, родился 28 июля 1791 года в городе Владимире в семье священника, служившим в Княгинином женском монастыре.
С мая 1799 года учился во Владимирской духовной семинарии.
С марта 1812 года преподавал в семинарии французский язык.
11 марта того же года подал прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту (Троепольскому) о пострижении в монашество, однако вскоре обратился с просьбой не совершать пострига ранее, нежели он достигнет 30 лет.
В 1814 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1818 году со степенью магистра и получил назначение в Пензенскую духовную семинарию профессором философии, древнееврейского языка и инспектором. Затем исполнял должность ректора Пензенского духовного училища.
В конце 1820 года был переведен инспектором, профессором философии и французского языка во Владимирскую духовную семинарию.
7 января 1827 года был пострижен в монашество архимандритом Никодимом в Боголюбском монастыре, 20 января того же года был рукоположен во иеромонаха Владимирским епископом Парфением (Чертковым) и определен строителем Сольбинской во имя свт. Николая Чудотворца пустыни.
15 октября того же года был переведен в Санкт-Петербург инспектором духовной семинарии и профессором философии и толкования Священного Писания, исполнял также должность ректора Александро-Невского духовного училища.
29 января 1828 года был возведен в сан архимандрита и назначен действительным членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
25 сентября 1829 года был назначен ректором и профессором богословия в Калужскую духовную семинарию и настоятелем Доброго монастыря близ Лихвина.
5 декабря 1834 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения.
20 января 1835 года был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии Санкт-Петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским) в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.
26 сентября 1836 года был перемещен на Костромскую кафедру. Вел борьбу со старообрядчеством, восстановил Ипатьевский во имя Святой Троицы монастырь, создал причетнические школы.
Деятельность на Тобольской кафедре
14 ноября 1842 года был определен на Тобольскую кафедру. В Тобольске попечением архиерея была перестроена церковь Всех святых архиерейского дома, обновлен теплый Покровский собор, обустроены Архангельский и Воскресенский (Захариевский) храмы, выстроен загородный архиерейский дом с каменной Преображенской церковью.
Активно занимался миссионерской деятельностью. В 1844 году в Кондинском во имя Святой Троицы монастыре была организована миссия для христианского просвещения хантов и саамов. Ранее, в 1842 -1843 годах, Святейший Синод вызвал из пяти епархий желающих поступить миссионерами в Кондинский монастырь. Иноки открыли в обители школу, в 1844 году в нее поступили 10 мальчиков-хантов и 10 русских из село Кондинского.
Подобные школы были открыты также в селах Сухоруковское, Мало-Атлымское и Белогорье. Протоиерей Иоанн Заборовский [2] создал школы при храмах в селах Ларьятское, Верхне-Лумпокольское, Ваховское и Мало-Юганское, где в общей сложности обучались 29 хантов и саамов.
За три года управления преосвященным Владимиром епархией приняли крещение около ста евреев (преимущественно из кантонистов), несколько мусульман из казахов и татар, к православию присоединилось некоторое число старообрядцев-беглопоповцев, живших на пермско-уральских окраинах Тобольской губернии.
Епископ отличался ревностью в ведении епархиальных дел, всех просителей независимо от социального положения принимал лично. Большое внимание уделял делам благотворительности, имел дар проповедничества.
В феврале 1845 года простудился во время молебна при открытии ярмарки в Тюмени. Почувствовав упадок сил, послал в Синод прошение об увольнении на покой в Боголюбский монастырь. 22 марта написал духовное завещание, 7 апрела составил прощальное слово к своей пастве.
Скончался 20 мая 1845 года в Тобольске. Согласно завещанию, погребен в Преображенской церкви загородного архиерейского дома.
Награды
- орден св. Анны 1-й степени (1838)
Труды
- Жизнеописание преосвященного Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского. СПб., 1821.
- Описание Киево-Златоверхого Михайловского монастыря со сказанием о мощах и жизни вмц. Варвары. К., 1834, 1835.
- Церковный год, или собрание воскресных поучений, говоренных народу в 1835, 1836 и 1837 гг. СПб., 1838. 2 ч.
- Собрание поучительных слов, говоренных в разные времена и в разных местах с присовокуплением христианского месяцеслова. М., 1838. 2 ч.
Литература
- Сулоцкий А. И., прот. Преосв. Владимир, еп. Тобольский и Сибирский // Странник. 1861. № 11. С. 165-184.
- Он же. Доп. к биографии преосв. Владимира. СПб., 1862
- Он же. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 16
- Он же. Соч.: В 3 т. / Под ред. В. А. Чупина. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 393-421
- Леонид (Кавелин), иером. Исторические церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужской епархии. Калуга, 1876. С. 210
- Бутурлин М. Д. Записки // РА. 1897. Кн. 2. Вып. 8. С. 592-595
- Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири // Свет Христов просвещает всех: Сб. Новосиб., 2000. С. 507.
- Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 88.
Использованные материалы
- Алексеев А.И., Владимир (Алявдин Василий Федорович). / Православная энциклопедия, Т. 8, С. 648-649
[1] Варианты фамилии: Алудин, Алаудин.
[2] Цысь В.В., Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии школьного образования в Югре, с.2, http://pno.pravorg.ru/files/2017/02/Роль-Православной-Церкви...pdf