Аддай (Мор Аддай, арам. ܡܪܝ ܐܕܝ; I в.), в сирийской традиции один из 72 апостолов, посланный после Вознесения Иисуса Христа в Эдессу, столицу государства Осроена, для исцеления царя Авгаря и проповеди в его стране
Память 5 августа (Антиох. [1]), 6 августа (Фин. [2]), 1 октября (Зап. [3])
Согласно сирийскому памятнику конца IV - начала V века, известному под названием "Учение Аддая апостола", Аддай, посланный апостолом Фомой, посвятил во епископа Эдессы своего ученика Аггая, а во пресвитера - следующего предстоятеля Эдесской Церкви Палута (в действительности епископ Палут жил в начале III века). Композиционное построение "Учения" напоминает Евангелия: сначала подробно излагается проповедь Аддая народу, затем - ученикам. История обращения Осроены в христианство изложена также у Евсевия Кесарийского [4], который пользовался документами из архива Эдессы. Однако при переводе рассказа с сирийского на греческий язык произошла замена имени апостола: вместо Аддая у Евсевия фигурирует "Фаддей (Θαδδαῖος), один из 70-ти". Поскольку превращение одного имени в другое не может быть объяснено ни ошибочным прочтением сирийского текста, ни непривычностью имени Аддая, вероятнее всего предположить, что отождествление Аддая сирийского источника с известным из Евангелий апостолом Фаддеем было сделано Евсевием осознанно, для придания большего авторитета свидетельству о Крещении Эдессы. Вслед за ним, начиная с комментария блаженного Иеронима на Евангелие от Матфея, на Западе в течение длительного времени господствовало мнение, что Аддай и Фаддей - одно и то же лицо. Однако на начало XXI века отдельная память апостола Аддая имеется в некоторых католических и православных месяцесловах.
Именем Аддая названа одна из литургий восточного сирийского обряда - Литургия апостолов Аддая и Мари.
Литература
- Phillips G. The Doctrine of Addai, the Apostle. L., 1876;
- Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесирийский литературный памятник. М., 1984. С. 118-230;
- она же. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997. С. 77-152.
- Drijvers H. J. W. Addai und Mani: Christentum und Manichäismus im dritten Jahrhundert in Syrien // OCA. 1980. T. 221. P. 171-185;
- Мещерская Е. Н. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе // ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 72-80;
- Desreumaux A. Histoire du roi Abgar et de Jesus. Brepols, 1993.
Использованные материалы
- А. В. Постернак "Аддай" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 296:
[1] "Mor Addai & Mor Mari, August 5 ܡܪܝ ܐܕܝ ܘܡܪܝ ܡܐܪܝ" // Официальный сайт Западноамериканской архиепископии Антиохийской Православной Церкви, https://www.soc-wus.org/ourchurch/Sts. adai and mari.htm.
[2] Pyhät Addai ja Mari, apostolien vertaiset // Месяцеслов на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20220806.
[3] Saint ADDAÏ, premier évangélisateur d'Edesse (aujourd'hui Urfa) // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 504, https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=206.
[4] Церк. ист. I 13; II 1, 6-7