Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись |
Поход на Константинополь
В июне 860 года [1] русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.
Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира [2]:
Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает [4].
В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
С этого времени Византия завязывает сношения с нарождающимся русским государством и начинает среди этого народа, вплоть до того времени практически ей неизвестного, миссионерскую деятельность.
Е.Е. Голубинский рассуждал, что в 860 году Аскольд и Дир еще не приходили на Русь, а потому и на Царьград нападали не киевские русские, а азовско-черноморские.
Княжение в Киеве
Согласно "Повести временных лет", в 862 году Аскольд и Дир выпросились у Рюрика идти к Царю-граду с родом своим.
По другой версии, Аскольд и Дир оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил их.
Завидев на Днепре городок, спросили: "Чей это городок?". Им ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам".
Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, "начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве".
Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.
Так, под 864 годом сообщается об убиении "Осколдова сына" "от болгар" (волжских или дунайских, неясно).
Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они "много зла сътвориша").
Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских "мужей", бежавших от Рюрика.
Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.
Крещение руссов
"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире", - пишет свт. Филарет (Гумилевский).
Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы "пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было".
В Никоновской летописи (в статье под 876 годом [5]) содержится отдельный рассказ "О князи рустем Осколде", в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы "вси крестишася".
Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).
Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.
Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.
Убиение киевских князей
Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.
Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.
Литература
- Повесть временных лет
- ПСРЛ, IX
- Георгий Арматол, Хроника
- Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
- Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
- Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
- Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
- Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
- Филарет (Гумилевский), свт. История русской Церкви. Период первый. Гл. I, 2 Б) При Аскольде и Дире, М.,1888,
Использованные материалы
- Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
- Русская Православная Церковь. Очерки истории.Крещение славян (россов) в IХ в.:
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
- Карпов А.Ю. Аскольд:
[1] В «Повести временных лет» этот поход датирован 6374/866 г. См. доказательства об ошибочности летописной хронологии: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов - http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
[2] На каком основании сделано это добавление, опирался ли русский книжник на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.
[3] Повесть временных лет, под 6374(866)
[4] Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов.
[5] Константин Багрянородный в "Жизнеописании Василия" указывает, что руссы крестились во время царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть не ранее 867 года.