Рюрик. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Год и место рождения Рюрика неизвестны.
Историки спорят был ли Рюрик:
- скандинавом (т.н. "норманская теория" Байера, Миллера)
- финном (В.Н. Татищев)
- выходцем из южной Прибалтики (указания "Повести временных лет"; также это представление сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси, оно широко бытовало в Западной Европе).
Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.
Отец (по некоторым средневековым генеалогиям) - Годослав (Годлав, Готлиб) (+ 808), князь бодричей (ободритов).
В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.
В "Сказании о князьях владимирских" приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.
Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].
Легенда о призвании варягов
Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:
- куда был призван Рюрик - в Новгород или Ладогу;
- был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.
Согласно "Повести временных лет", уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: " Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами".
На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских [3], три брата - Рюрик, Синеус и Трувор [4] и пришли с родными своими.
Ключевский пишет, что "князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава». Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить". [5]
Правление Русью
Рюриково Городище. Нач. XXI века |
Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.
Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал "своих мужей".
В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, "собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян" [6].
Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].
В 864 году новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый [8]. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 году [9].
Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.
"Главным действием его княжения, - пишет Н.М. Карамзин, - было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру" [10].
Князь Рюрик. Гравюра 1805 г. |
Литература
- П.С.Р.Л., VII том (под 6367 г.)
- Повесть временных лет, нач. XII века
Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в "Слове о Законе и Благодати", написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.
До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и "Слово о полку Игореве", созданное в конце XII века.
- Забелин И.Е., История Русской жизни с древнейших времен
- Карамзин H.М., История Государства Российского
- Ключевский В.О., Курс русской истории
- Костомаров Н.И., Начало Руси
- Погодин M.П., О происхождении Руси
- Татищев В.Н. История Российская
Использованные материалы
- Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
- Статья Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
- Перевезенцев С. В., Рюрик:
- Карамзин H.М., История Государства Российского. Том I. Глава IV. Рюрик, Синеус и Трувор. Г. 862-879:
- Ключевский В.О. Курс русской истории.Лекция IX. Сказание о призвании князей:
[1] Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm
[2] См. статью словаря Брокгауза и Ефрона
[3] Двойное именование переселенцев употребляется в "Повести временных лет": "Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти". (перевод Д.С. Лихачева), см.: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
[4] Существует версия, что факт наличия у Рюрика братьев, является плодом неверного перевода слов летописи "sine hus" - родственники и "thru voring" - дружинники. (См., напр., Л.Н. Гумилев, От Руси до России)
[5] Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция IX. Сказание о призвании князей: http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch09.htm
[6] "Повесть временных лет"
[7] Карамзин H.М. История государства Российского. Том I. Глава IV: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_04.htm
[8] Н.М. Карамзин относит Вадима Храброго "к баснословию нашей истории". (О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств.: http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02crit...htm )
[9] "П. С. Л.", т. IX, 9
[10] Карамзин Н.М. Указ.соч.