Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский |
В миру Гайоз Ректор (груз. გაიოზ რეჟტორი), родился в 1750 году в с. Магаро Тифлисской губернии в Грузии. Происходил из грузинского княжеского рода. Юность свою провел при дворе царя Ираклия II, занимаясь письмоводством.
Окончил Тифлисскую духовную семинарию.
В 1770 (1765?) году пострижен в монашество грузинским католикосом Антонием I в Спасском соборе г. Тифлиса.
В 1771 году рукоположен во диакона.
В 1772 году в составе грузинской делегации путешествовал в Санкт-Петербург для дипломатических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Находясь в России, Гаий изучал русский, латинский и греческий языки. В 1774-1778 годах обучался в Троицкой (или Александро-Невской?) духовной семинарии.
В 1778 году вернулся в Тифлис, где открыл училище русского языка.
В 1778-1780 годах был ректором Тифлисской духовной семинарии.
В 1779 году рукоположен во иеромонаха, в 1780 году возведен в сан игумена.
В 1782 году стал основателем и первым ректором Телавской духовной семинарии.
В 1782-1783 годах находился при груз. царе Ираклии II во время переговоров с Россией, окончившихся подписанием Георгиевского трактата.
В 1784 году был возведен в сан архимандрита в Санкт-Петербурге, поступил на русскую службу и был назначен в свиту Г. А. Потёмкина, а в 1785 году определен 1-м членом в Осетинскую духовную комиссию.
В 1793 году в составе Астраханской епархии было создано Моздокское викариатство,
29 мая 1793 года был хиротонисан во епископа Моздокского и Маджарского, викария Астраханского, которую совершили в Царском Селе Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Гавриил (Петров) и Псковский архиеп. Иннокентий (Нечаев).
По пути к месту служения в конце 1793 года еп. Гаий в связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина) остановился в Астрахани и временно управлял Астраханской епархией. 7 мая 1794 года отправился в Моздок.
Главная задача, поставленная перед ним, состояла в распространении и утверждении Православия среди народов, проживавших по Кавказской линии. Трудами Гаия в викариатстве началось строительство двух монастырей (мужской Преображенский и женский Успенский) и архиерейского дома в Моздоке, почти вдвое увеличилось число церквей. Активно занимаясь миссионерством среди осетин, еп. Гаий разработал осетинский алфавит на кириллической основе. В 1798 году в Москве издал 1-ю кн. на осет. языке - «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом. Заботился о материальном обеспечении духовенства, боролся с распространением пьянства. При нем из Куртатинского ущелья в Моздок была перенесена чтимая Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (в 1797 установлена в Успенской церкви).
В 1799 году, через шесть с половиной лет после учреждения, епархия была неожиданно упразднена по причине, как сказано в докладе Св. Синода, малочисленности ее церквей. С этим доводом никак нельзя согласиться, ибо к этому времени Моздокская епархия включала 75 церквей, в том числе 2 соборных, 53 приходских и 20 молитвенных домов. В епархии, несмотря на недостаток духовенства, уже насчитывалось свыше 160 духовных лиц. Все эти церкви с духовенством городов Моздока, Кизляра, Георгиевска, Александрова и Ставрополя снова были присоединены к Астраханской епархии.
16 октября 1799 года назначен на новоучрежденную Саратовскую и Пензенскую кафедру (выделенную из Астраханской епархии). Так как в Саратове не было зданий ни для архиерея, ни для консистории, ни для семинарии, а в уездном городе Пензе, бывшем до 1797 года губернским, за упразднением губернских правительственных учреждений, оставалось много пустых и ничем не занятых каменных зданий, то указом Св. Синода велено епископу Саратовскому иметь местопребывание в городе Пензе.
В феврале 1800 года преосв. Гаий покинул Моздок и отправился в Пензу.
Под начало первого саратовского архиерея поступало около 800 тысяч христианских душ, 615 церквей и 10616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек.
Деятельность преосвящ. Гаия в Пензе началась с устройства семинарии. Однако сам Гаий не чужд был восточной лени, и основные семинарские дела возложил на доверенных людей, привезенных им из Моздока. Он уклонялся от дел иногда под самыми наивными предлогами. Преосвященный являлся в семинарию лишь в качестве почетного гостя, с пышной торжественностью, которой любил обставлять свое служение и свои выезды.
Именно владыка Гаий первым стал внедрять практику, получившую затем развитие в деятельности его преемников, когда при замещении вакантных мест к кандидатам предъявлялся определенный образовательный ценз. В конце 1800 года при семинарии, согласно указу Св. Синода, была организована так называемая русская (пономарская) школа, предназначенная для тех учеников, кто «усмотрен будет непонятным к учению и к продолжению высших наук безнадежным». Таковых учеников семинарии надлежало готовить к церковным должностям (пономарей, псаломщиков, дьячков) и обучать их чтению, письму, церковному уставу, нотному пению, а также катехизису и Священной истории.
В Пензе трудно было сыскать человека более радушного, чем архиерей. В особо торжественных случаях он устраивал званые обеды, готов был накормить и напоить всякого, кто приходил к нему. Его искренне уважало духовенство и любила паства, хотя за нерадение к службе и христианскому долгу с них взыскивалось строго.
Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?) |
В феврале 1806 года был вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде. Планировалось открытие Телаво-Кахетинской епархии, и его хотели перевести на новую кафедру. Но этот проект остался тогда неосуществлённым. В конце того же года владыка вернулся в Пензу.
В декабре 1807 года был посетил Саратов. Он уже было собрался в Пензу, но как раз в это время в Саратове появилась чума и полностью овладела городом. В столь тревожные и трудные для саратовцев дни Преосвященный не мог оставить свою паству в беде. Самим присутствием в чумном городе, своими молитвами и проповедями, полными оптимизма и надежды, он делал великое дело — сохранял и поддерживал в людях духовные силы, вселял в них веру в скорое избавление от страшной напасти. В марте 1808 года чума отступила и по этому случаю 13 марта в Соборе был отслужен благодарственный молебен, а вокруг города совершен крестный ход, в котором приняли участие едва ли не все жители Саратова.
10 января 1808 года переведен на Астраханскую кафедру и возведен в сан архиепископа. Его перевод в Астрахань вызвал общее сожаление в Пензенской епархии.
Его общительность и хлебосольство покорили ему все сердца. От астраханских богачей с известным греком Варваци потекли щедрые пожертвования на нужды Церкви. Один Варваци пожертвовал 100 тыс. рублей.
На все эти пожертвования Успенский кафедральный собор был отделан внутри и снаружи, устроены серебряные царские врата и сделаны богатые ризы на иконы, была построена каменная соборная колокольня, отлит невиданный в Астрахани колокол весом 1150 пудов, библиотека Астраханской духовной семинарии переведена в новое здание (торжественно открыта 29 апреля 1813).
7 сентября 1815 года в Астрахани открылось отделение Российского Библейского общества, вице-президентом которого был избран архиеп. Гаий.
В 1818 году Астраханская духовная семинария была преобразована по новому уставу.
Скончался 20 февраля 1821 года. Похоронен в Астрахани в нижнем храме Успенского собора.
Вл. Гаий не был высокомерен. Он производил приятное впечатление своей внешностью. Приветливый и радушный, он был душею провинциального общества, которое поил и кормил на славу. Радушие его не было напускным. Он на самом деле отличался добротою и в случае нужды оказывал подчиненным самую деятельную и участливую поддержку.
Сочинения
Оставил несколько оригинальных и переводных сочинений, в частности составил «Краткую грузинскую грамматику» и «Историю Грузии».
- Краткая грузинская грамматика.
- Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного писания: Пер. на осет. яз. М., 1798.
Награды
- орден св. Анны II степени (1803).
Литература
- Никанор (Каменский), еп. Крат. история Астраханской епархии. Астрахань, 1886;
- Васильев К., свящ. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887;
- Савинский И. И., свящ. Ист. записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903;
- Пальмов Н. Н. К сведениям о личности архидиак. Гайоза, впосл. архиеп. Астраханского и Ставропольского // ХВ. 1913. Т. 2. Вып. 1. С. 36-53;
- Благонравов М., свящ. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет, с. 92-96.
- Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.
- Скопин Г.А., прот. Дневник (Саратовский историч. сб. I). XVI-XVII, с. 203, 204, 379-380.
- Булгаков, с. 1395, 1408.
- Толстой Ю., № 164.
- Строев П., с. 52, 312, 313, 953.
- Н. Д., с. 70, 77.
- Списки архиереев иерархии Всероссийской (1721-1895). СПб., 1896. № 164.
- Пен. еп. вед., 1900, № 9.
- Астрахан. еп. вед., 1880, № 32.
- Прав. собес., 1914, январь, с. 80.
- Ж. М. П., 1945, № 1-2, с. 44.
- БЭЛ, т. II, с. 107.
- БЭС, т. I, с. 52; т. II, с. 1790.
- РБС, т. IV, с. 115-117.
- Истор. вестн., 1893, сентябрь, с. 734.
- Русская старина, 1874, март, с. 526.
- Рус. архив, 1870, № 4 и 4, с. 845 п/с. 4.
- Рус. архив, 1898, кн. 3-я, с. 111, п/с. 4 (Цесаревич Николай в Астрахани).
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
- კეკელიმე კ. მველი ჟართული მწერლობის ისტორია. თბილისი, 1951. Т. 1. С. 360-363;
- დარჩია მ. გაიოზ რეჟტორი. თბილისი, 1972;
Использованные материалы
- Страница официального сайта Саратовской епархии
- Православная энциклопедия, Т. 10, С. 269-270
- Страница сайта "Русское Православие"