Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПСКОВСКАЯ МИССИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Участники Псковской миссии с представителями немецкой военной администрации. В первом ряду в центре - экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский)
Участники Псковской миссии с представителями немецкой военной администрации. В первом ряду в центре - экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский)
Псковская Православная миссия - пастырско-миссионерское учреждение в составе Московского Патриархата для возрождения православной церковной жизни в Северо-Западной России в период её оккупации Германией в 1941-1944 годах.

Предпосылки и учреждение

За более чем 20 лет владычества безбожной советской власти на Северо-Западе России в этом регионе внешние проявления религиозной жизни были практически искоренены. С вторжением Германии в пределы СССР, после быстрого продвижения немцев вглубь страны в первые месяцы Великой Отечественной войны, создалась возможность для возрождения здесь церковной жизни, т. к. оккупационные силы не препятствовали, а иногда и содействовали этому. Религиозная политика немцев на оккупированных территориях определялась несколькими соображениями: во-первых, дарованием религиозной свободы в противоположность сталинскому террору достигалась пропагандистская цель; во-вторых, ставилась цель умиротворения и получения симпатий местного населения; в-третьих, у Германии имелись православные союзники (Румыния, Болгария); в-четвёртых, в Германии существовало т. н. "православное лобби" как из числа русских и остзейских немцев, русских эмигрантов, так и в самой немецкой среде.

Инициатором создания миссии был деятельный митрополит Виленский Сергий (Воскресенский), ставший в начале 1941 года также экзархом Латвии и Эстонии и возглавлявший все епархии Православной Церкви в Прибалтике в годы войны. Он сохранил каноническое единство с Русской Православной Церковью, несмотря на обвинения в предательстве со стороны советской власти и давлению немцев. Миссия была спешно организована летом 1941 года, и её основу составили русские священники из Рижской, а позже также Нарвской епархий, - эмигранты, стремившиеся на помощь своей родине. Деятельность миссии развернулась на территории Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской епархий, а также кое-где в Прибалтике.

Ход миссии

Первую группу миссионеров, прибывших в Псков, составили 15 священников, в основном из Латвии. Задачей миссионеров стало устройство приходов. Их появление было воспринято с благодарностью широкими слоями народа, что позволило быстро начать восстановление церковной жизни. Узнав о пребывании миссии во Пскове, стали появляться ходоки и из более отдаленных мест - просить священников на приходы. Поруганные храмы восстанавливало само население, церкви ремонтировались быстро. Так как миссия находилась на территории России, в новооткрытых храмах за богослужениями поминали митрополита Ленинградского Алексия, в чьей епархии служили миссионеры. Это подчеркивало, что миссия - часть Русской Церкви, и снимало возможное недоверие к священникам, приехавшим из-за границы.

Самым значительным церковным событием того времени была передача Церкви чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат и передана Церкви немцами, которые постарались использовать передачу в пропагандистских целях.

Особым делом священников-миссионеров стало окормление русских военнопленных. Поддерживать их словом, утешать, убеждать в том, что необходимо верить в помощь Божию и, уповая на эту помощь, выжить; исповедать их, причащать, крестить, а порой и совершать богослужения в лагерных условиях (в ряде лагерей удалось открыть храмы) - всё это было первостепенной задачей и большим подвигом священников миссии.

Жизнь всех религиозных общин как в самой Германии, так и на оккупированных землях жёстко контролировалась. Отказ миссии отмежеваться от Русской Православной Церкви и её быстрый рост постепенно ухудшали отношения немцев к миссии и к её главе, митрополиту Сергию. По мере наступления советских войск миссия постепенно лишалась связи со вновь основанными приходами; в Псковском краю её деятельность остановилась в феврале 1944 года. Немцы всё настойчивее требовали от митрополита Сергия порвать связь с Московским Патриархатом, но он отказывался. Весной 1944 года советские войска стояли уже у границ Прибалтики, а кое-где и перешли их, многим стал ясен исход войны. В это время, 28 апреля, экзарх митрополит Сергий был убит. Доказательно подтвердить присутствие какой-либо политической воли за этим убийством пока не удалось.

Исход и значение

Осенью 1944 года началось восстановление советской власти в Прибалтике, и жизнь сотрудников Миссии вступила в новый этап - мученический. Все они, кроме нескольких ушедших на Запад, были арестованы органами НКВД. Им инкриминировалось "сотрудничество с оккупационными властями". И вскоре в советские концлагеря пришла новая плеяда православных мучеников - сотрудники Псковской миссии. Многие из них погибли, те же, кто дожил до освобождения, вернулись в родные места, где возобновили свое служение.

Быстрое возрождение церковной жизни на оккупированных германскими войсками территориях, поддержанное и организованное Псковской миссией, сыграло значительную роль в изменении политики Сталина по отношению к Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

Видео

Документальные фильмы "Крест против свастики" (Православная энциклопедия) и "Псковская духовная миссия" (Студия документальных фильмов Латвийской Православной Церкви)

Состав

Епископат

Миссионеры из Латвии

Миссионеры из Эстонии

Духовенство Северо-Западных областей

Монашествующие

Миссионеры-миряне

  • Врангель Борис Георгиевич
  • Миротворский Василий Васильевич
  • Полчанинов Ростислав Владимирович
  • Матвеева (Рацевич) Раиса Ионовна
  • Ободнев Иван Иванович
  • Одинокова Надежда Гавриловна
  • Перминов Андрей Николаевич
  • Сабуров Николай Дмитриевич
  • Соловская Зинаида Федоровна
  • Шенрок Сергей Николаевич

Литература

  • Голиков, Андрей, "Мартиролог мучеников и исповедников Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955 гг.)," сб. Кровью убеленные, 1999.
  • Цыпин, Владислав, прот., История Русской Церкви 1917-1997, 1997.
  • Корнилов, А. А., проф., Преображение России, Н. Новгород, 2000.
  • Шкаровский, М. В., "В огне войны. Русская Православная Церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии)," Русское прошлое. Историко-документальный альманах, кн. 5, СПб., 1994, 259-316.
  • Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах), М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999 (переизд. 2000, 2005).
  • Галкин, А. К., Бовкало, А. А., Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943), Новгород: София, 1995
  • Галкин, А. К., Бовкало, А. А., Псковская Духовная миссия и монастыри на Северо-Западе России:
  • Обозный, К. П., "Псковская Православная миссия в 1941-1944 гг.," журнал Православная община, № 1-2 (55-56), 2000.
  • Тайлов, Георгий, прот., Воспоминания:
  • Полчанинов, Р. В., Псковское содружество молодёжи при Православной миссии:

Использованные материалы



[1]  До осени 1943 г. служил в храме села Клопицы близ Волосова, окормлял окрестное население. Служил также в домовом храме, устроенном в бывшей церковно-приходской школе русско-финской православной церкви св.Ирины в Волгово. Осенью 1943 г. эвакуирован немцами

[2]  В 1943 (?)-1944 служил в Скорбященской церкви станции Передольская бывшего Лужского уезда, ныне Новгородской обл. Остался на родине

Редакция текста от: 18.06.2018 21:48:36

"ПСКОВСКАЯ МИССИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google