Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМОГЕН (КИВАЧУК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гермоген (Кивачук), архимандрит

Уроженец Ровно. Получил прекрасное религиозное образование на теологическом факультете Кембриджского университета.

Военный священник Русской освободительной армии (РОА).

Состоял секретарём при митрополите Серафиме (Ляде), служил в Воскресенском соборе в Берлине. В марте 1942 года наряду с бывшим полковником царской армии К.Г. Кромиади, И.К. Сахаровым, И. Юнгом, В. Ресслером, графом Григорием Ламсдорфом, графом С. Паленом, графом А. Воронцовым-Дашковым и В. Соболевским вошёл в организационную группу, возглавляемую С.Н. Ивановым, которая при поддержке командующего группы армий «Центр» фон Клюге разместилась в Смоленске для отбора военнопленных из концлагерей, располагавшихся в тылу группы армий «Центр» и формирования из них военных и полицейских частей.

Был священником в "Русской национальной народной армии", созданной в марте 1942 г.

Считался фигурой колоритной, внешне похожий на последнего российского самодержца, пользовался большой популярностью в РННА и у местного населения, так как на проповедях «костерил» Сталина, Гитлера и немецкую оккупационную политику, в результате чего в 1943 году был выслан из Осинторфа в Берлин. Батюшка постоянно носил форму гауптмана Вермахта, но с русскими золотыми погонами, трехцветной кокардой на фуражке и «Вальтером» на поясном ремне.

Посещал Псков в мае-августе 1943 г. Обслуживал части РОА под Псковом, в частности, гвардейский маршевый батальон РОА, располагавшийся близ ст. Стремутка под Псковом и имевший там свою временную церковь. Священники Миссии в ней не служили [1].

Первоначально не сослужил с духовенством экзархата. 16 мая 1943 г. он посетил о. К. Зайца и попросил разрешения отслужить в Псковском кафедральном соборе литургию для воинов РОА, но начальник Миссии дать согласия не мог и посоветовал обратиться к экзарху, которому и сам 17 мая написал о случившемся. Ответ митрополита Сергия (Воскресенского) был категоричен: клирики Миссии не могут служить совместно с раскольником, архимандритом, а тот, в свою очередь, не должен пытаться совершать богослужения для власовских частей в храмах, состоящих в ведении Управления Миссии. Экзарх вскоре приехал в Псков, и архим. Гермоген обратился к нему лично, но вновь получил отказ.

В своем меморандуме германским ведомствам «Религиозное обслуживание власовских воинских частей» в конце мая 1943 г. митрополит Сергий писал:

«Принимая во внимание принадлежность архимандрита Гермогена к схизматической церковной организации и далеко идущие цели его поездки, ради предосторожности я дал руководителю Миссии указания: 1) напомнить подчиненным ему клирикам о том, что они не могут совершать богослужения совместно с раскольниками... 2) дать понять архимандриту Гермогену, чтобы он не пытался предпринимать попыток совершать богослужения для власовских частей и военнопленных в церквах, находящихся в ведении Управления Миссии».

На о. Гермогена позиция владыки оказала сильное воздействие. Митрополит потребовал от архимандрита всенародного покаяния в кафедральном соборе Риги и перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. 5 июля 1943 г. о. Гермоген обратился к митрополиту Сергию с прошением: «Припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, я смиренно прошу принять меня в лоно Матери-Церкви, с тем, чтобы я мог под руководством Вашего Высокопреосвященства отдать все свои силы на службу нашей страдающей, искренне любимой Русской Церкви».

Кандидат на Ревельскую кафедру вместо митр. Александра (Паулуса) при поставлении от экзарха, но назначение не состоялось. Архимандрит так и не смог служить в храмах Миссии, хотя до конца августа посещал Псков. После волнений в упомянутом батальоне (лето 1943 г.) осенью 1943 г. он был переброшен в Данию.

21 августа 1944 года назначен настоятелем Мариенбадского Владимирского храма. С 1944 г. служил в православных храмах Берлина в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.

Известен информационный доклад берлинского протоиерея Аркадия Закидальского Управлению информации Советской военной администрации в Германии от 5 июля 1948 г. В нем передается содержание беседы с архимандритом Зарубежной Церкви Гермогеном (Кивачуком), состоявшейся 14 июня на квартире последнего в пригороде Мюнхена – Мюнхен-Зольн. Архимандрит Гермоген, сообщал протоиерей Аркадий,

"пришел ко мне в спальную и, прежде всего, сказал, чтобы я был очень осторожен. Сейчас все помешаны на советской шпиономании. За малейшее подозрение американцы сажают. Далее сообщил, что он числится у американцев на черной доске. Все его письма контролируются и подслушиваются телефонные разговоры. […] Поводом к этому он считает свое открытое высказывание своих симпатий московскому Патриарху, мое посещение его два года тому назад и получение «Журнала Московской Патриархии». Что это не выдумки, он мне показал бумажку, на которой значилось, что ему отказали на въезд в Англию для окончания Кембриджского университета. […]"

По его словам, американцам не так страшен коммунизм, как Россия. Они считаются с тем, что в данное время это самая могучая держава, которая стоит им на пути.

"Уверяю тебя, сказал он, что будь на месте Сталина сегодня Николай II, положение нисколько не изменилось бы. Коммунизм это только ширма. Им, прежде всего, нужно уничтожить Россию, как таковую, и тогда они смогут считать себя господами мiра. Сейчас они больше всего боятся объединения эмиграции. Всеми силами стараются разбить ее на партии. Каких только партий они не создали и все пользуются их поддержкой. То же самое наблюдается и в церковном мiре. С одной стороны, всех поддерживают, а, с другой, стараются перессорить. В каждом лагере “Ди-Пи” создают 20 национальностей и столько же религий. Большинство эмиграции, особенно новой, политику Америки раскусили, но, к сожалению, слишком поздно. Во главе всей эмиграции, как новой, так и старой, фактически стоит митрополит Анастасий. У американцев он пользуется очень большой популярностью и поддержкой. […] Всеми делами у американцев от имени Синода заведует протоиерей граф Граббе".

В 1955 г. упомянут как архимандрит, настоятель церковной общины в эмиграционном лагере перемещенных лиц (Ди-Пи) в г. Бремен-Лезум (Германия) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Литература

  • Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - 2002. Вып. 26-27.
  • Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1956 г. // Православная жизнь. 1956. - Джорданвиль, 1955.

Использованные материалы



[1]  Русская Православная Церковь и власовское движение (комментарий в свете веры) на http://www.sedmitza.ru/text/409880.html

Редакция текста от: 28.03.2018 22:11:15

"ГЕРМОГЕН (КИВАЧУК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google