Гермоген (Кивачук), архимандрит
Уроженец Ровно. Получил прекрасное религиозное образование на теологическом факультете Кембриджского университета.
Военный священник Русской освободительной армии (РОА).
Состоял секретарём при митрополите Серафиме (Ляде), служил в Воскресенском соборе в Берлине. В марте 1942 года наряду с бывшим полковником царской армии К.Г. Кромиади, И.К. Сахаровым, И. Юнгом, В. Ресслером, графом Григорием Ламсдорфом, графом С. Паленом, графом А. Воронцовым-Дашковым и В. Соболевским вошёл в организационную группу, возглавляемую С.Н. Ивановым, которая при поддержке командующего группы армий «Центр» фон Клюге разместилась в Смоленске для отбора военнопленных из концлагерей, располагавшихся в тылу группы армий «Центр» и формирования из них военных и полицейских частей.
Был священником в "Русской национальной народной армии", созданной в марте 1942 г.
Считался фигурой колоритной, внешне похожий на последнего российского самодержца, пользовался большой популярностью в РННА и у местного населения, так как на проповедях «костерил» Сталина, Гитлера и немецкую оккупационную политику, в результате чего в 1943 году был выслан из Осинторфа в Берлин. Батюшка постоянно носил форму гауптмана Вермахта, но с русскими золотыми погонами, трехцветной кокардой на фуражке и «Вальтером» на поясном ремне.
Посещал Псков в мае-августе 1943 г. Обслуживал части РОА под Псковом, в частности, гвардейский маршевый батальон РОА, располагавшийся близ ст. Стремутка под Псковом и имевший там свою временную церковь. Священники Миссии в ней не служили [1].
Первоначально не сослужил с духовенством экзархата. 16 мая 1943 г. он посетил о. К. Зайца и попросил разрешения отслужить в Псковском кафедральном соборе литургию для воинов РОА, но начальник Миссии дать согласия не мог и посоветовал обратиться к экзарху, которому и сам 17 мая написал о случившемся. Ответ митрополита Сергия (Воскресенского) был категоричен: клирики Миссии не могут служить совместно с раскольником, архимандритом, а тот, в свою очередь, не должен пытаться совершать богослужения для власовских частей в храмах, состоящих в ведении Управления Миссии. Экзарх вскоре приехал в Псков, и архим. Гермоген обратился к нему лично, но вновь получил отказ.
В своем меморандуме германским ведомствам «Религиозное обслуживание власовских воинских частей» в конце мая 1943 г. митрополит Сергий писал:
На о. Гермогена позиция владыки оказала сильное воздействие. Митрополит потребовал от архимандрита всенародного покаяния в кафедральном соборе Риги и перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. 5 июля 1943 г. о. Гермоген обратился к митрополиту Сергию с прошением: «Припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, я смиренно прошу принять меня в лоно Матери-Церкви, с тем, чтобы я мог под руководством Вашего Высокопреосвященства отдать все свои силы на службу нашей страдающей, искренне любимой Русской Церкви».
Кандидат на Ревельскую кафедру вместо митр. Александра (Паулуса) при поставлении от экзарха, но назначение не состоялось. Архимандрит так и не смог служить в храмах Миссии, хотя до конца августа посещал Псков. После волнений в упомянутом батальоне (лето 1943 г.) осенью 1943 г. он был переброшен в Данию.
21 августа 1944 года назначен настоятелем Мариенбадского Владимирского храма. С 1944 г. служил в православных храмах Берлина в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.
Известен информационный доклад берлинского протоиерея Аркадия Закидальского Управлению информации Советской военной администрации в Германии от 5 июля 1948 г. В нем передается содержание беседы с архимандритом Зарубежной Церкви Гермогеном (Кивачуком), состоявшейся 14 июня на квартире последнего в пригороде Мюнхена – Мюнхен-Зольн. Архимандрит Гермоген, сообщал протоиерей Аркадий,
По его словам, американцам не так страшен коммунизм, как Россия. Они считаются с тем, что в данное время это самая могучая держава, которая стоит им на пути.
В 1955 г. упомянут как архимандрит, настоятель церковной общины в эмиграционном лагере перемещенных лиц (Ди-Пи) в г. Бремен-Лезум (Германия) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
Литература
- Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - 2002. Вып. 26-27.
- Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1956 г. // Православная жизнь. 1956. - Джорданвиль, 1955.
Использованные материалы
- Религиозные деятели русского зарубежья
- В.Н. Якунин. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Глава V. Отношение Русской православной церкви за границей к Московской Патриархии, СССР и войне с фашизмом
- Православная Церковь и власовское движение (комментарий в свете веры)
- Русская Национальная Народная Армия
- Шкаровский Михаил Витальевич Русская церковная эмиграция в Чехии
- Сергей Фомин Война, Церковь, Сталин и великий молитвенник за Русь Православную митрополит Гор Ливанских Илия (Карам)
[1] Русская Православная Церковь и власовское движение (комментарий в свете веры) на http://www.sedmitza.ru/text/409880.html