Пропресвитер Зайц Кирилл Иванович |
Имя при рождении - Карл Янович (Иванович) Закис, родился 15 июля 1869 года в местечке Яунамая Ференской (Веренеской) волости Рижского уезда Лифляндской губернии в латышской семье, происходившей от потомков польских колонистов-миссионеров, проживавших в окрестностях г. Кокнесе (Кокенгаузена) в среднем течении Западной Двины, на юго-восток от Риги.
В 1891 году окончил Рижскую Духовную семинарию и после рукоположения в сан священника (ноябрь 1896 года) служил в Латгалии: в Виляке, Виксне, Балвах, Лиепне (б. Люцинский уезд Витебской губернии ). В 1897 году о. Кирилл служит в Балвской, с 1897 по 1898 - в Лиепновской церкви.
С 1899 по 1911 год - настоятель Эржепольской (Вилякской) церкви, где его талант священника и миссионера проявился в особой степени. Здесь и благоустройство храма, и открытие церковно-приходской школы, и приобретение большого колокола; в 1902 г. по его почину было организовано Эржепольское Свято-Покровское православное братство. В следующие два года в храме был произведен крупный ремонт на 2 300 руб., в приходе пастырем начата катехизация девушек, женщин и детей, создается прекрасный хор. Отец Кирилл был также неплохим иконописцем: так, например, для иконостаса церкви в Шкильбенах им были написаны отдельные образа.
Около 1900 года оканчивает Высшие курсы миссионеров в С.-Петербурге. С 1900-х гг. принимает активное участие в деятельности Витебского комитета Епархиального Православного миссионерского общества.
Деятельность о.Кирилла в Вилякском приходе не могла не быть замеченной: 1 августа 1911 года его назначают противокатолическим и противосектантским миссионером в Двинск (ныне Даугавпилс). Прихожане огромной толпой провожают о.Кирилла до железнодорожной станции. В 1911-1916 гг. продолжается его миссионерское служение в западных уездах губернии, о. Кирилл также законоучительствует в Банковской церковно-приходской школе Люцинского уезда. Являясь замечательным проповедником, о. Кирилл много разъезжает по приходам, посещая порой самые глухие уголки Латгалии. Он служит в сельских храмах, проводит миссионерские и катехизические беседы с прихожанами, участвует в собеседованиях с сектантами и инославными. Уже после Второй Мировой войны, в 1956 г., Русская Православная Церковь Заграницей издала в США его книгу против сектантства, в которой обстоятельно излагается православное вероучение, а также имевшие место в 1910-х гг. беседы пастыря, проводившиеся им во время его миссионерских поездок по епархии.
В годы Первой Мировой войны он поддерживает духовно свою паству в условиях военных действий (в 1915-1917 гг. фронт стоял по реке Двине и западная часть Витебской губернии - Латгалия оказалась в прифронтовой полосе).
В 1917-1918 годах принимает активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., будучи избранным от духовенства Полоцкой епархии, возводится в сан протоиерея.
В 1918 г. уезжает из РСФСР в Польшу (к тому времени территория Витебской губернии стала порубежной и была разделена между СССР, Польшей и Латвией). С 1918 по 1922 гг. о.Кирилл - настоятель кафедрального собора в Гродно, отошедшем тогда к Польше. В 1922 г. о. Кириллу, «как ранее не проживавшему в Польше», было предложено покинуть страну [1], и он переехал на родину, в Латвию.
С 1923 г. - член Синода Латвийской Православной Церкви и начальник миссионерского стола при Синоде, с 1922 г. служит в кафедральном Рижском Рождественском соборе.
С 1926 г. - преподаватель курса сектологии в Рижской духовной семинарии.
В 1929-1933 гг. - настоятель кафедрального Рижского собора.
В 1922-1934 гг. был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» до их закрытия латвийскими властями. Активный деятель и духовный руководитель Русского Студенческого Христианского Единения в Риге.
В 1933 году судьба наносит ему первый ощутимый удар. Доверие к людям оборачивается для него позором. В связи с обнаружением по вине служащих собора большой недостачи в храмовой кассе в 1933 г. пастырь был отстранен архиепископом Иоанном (Поммером) от службы в соборе. Начинается следствие, настоятелю ведущего храма, всеми уважаемому человеку, грозит суд. На помощь, однако, приходит один из его состоятельных студентов, оплатив всю сумму недостачи и тем спасая о. настоятеля от суда (за бесхозяйственность в храме прот. Кирилл был осужден в 1933 г. на 8 месяцев тюрьмы условно, но по апелляции был оправдан судебной палатой).
После провозглашения в 1936 г. автономии Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха протоиерей Кирилл Зайц был полностью отстранен от церковной службы митр. Августином (Петерсоном) как сторонник Московского Патриархата.
С 1936 по 1940 гг. проживал на хуторе Яунземе Бебринской (Беверсгофской) волости Рижского уезда, (ныне Огреский район), где работал в своей усадьбе. «По праздникам, - вспоминает архимандрит Кирилл (Начис), - он приходил в кафедральный собор, но не служил, а стоял среди молящихся, руки его были поцарапаны или изранены из-за тяжелого труда».
В конце 1940 г. экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским) вновь назначен настоятелем кафедрального Рижского собора. До ноября 1941 г. по-прежнему являлся членом Синода и начальником миссионерского стола при Синоде.
С началом войны опять понадобились сильные священники-миссионеры: множество просьб из оккупированных районов о присылке духовенства и открытии церквей; беженцы, раненные, военнопленные нуждались в поддержке и утешении. Два бывших синодальных миссионера, протоиереи о.Сергий Ефимов и о.Кирилл Зайц, определяются начальниками двух миссий. В августе 1941 г. митр. Сергий (Воскресенский) назначил о. Кирилла начальником Внутренней православной миссии в Латвии, протоиерея Сергия Ефимова, который уже жил и работал в Пскове, - во Внешнюю (Псковскую) православную миссию.
В конце ноября 1941 г. становится во главе Внешней Православной Миссии (с 1 декабря 1941 г. он проживал во Пскове).
Почти три года он руководил работой по восстановлению церковной жизни на Северо-Западе России (до осени 1944 года, когда при приближении фронта Миссия была переведена в Вильнюс, а потом прекратила свою работу). О.Кирилл Зайц работал с полной отдачей сил, совершив настоящий подвиг в деле восстановления порушенных и закрытых церквей, совершении богослужений, организации приходской работы и катехизации населения в трех огромных областях России: Псковской, С.-Петербургской, Новгородской. По сути дела, в ведении о. Кирилла находились три епархии, проповеди его собирали множество народа. Целеустремленный и убежденный церковный деятель, при этом очень скромный, в быту о. Кирилл был очень прост и неприхотлив: у него была одна ряса и одни сапоги. На всякое церковное служение о. Кирилл шел, невзирая на свое высокое положение. Если некого было послать на требы, семидесятитрехлетний пастырь сам ехал, - на лошади, запряженной в подводу, в калошах, - единственные сапоги сдал в ремонт, - в дальний приход на престольный праздник или в лежащую вдалеке от дорог, в глубине Порховских лесов Никандрову пустынь, куда священники отказывались ехать, боясь партизан и немцев (незадолго до того назначенный в пустынь священник был убит).
В 1943 г. был возведен в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину.
С конца ноября 1943 г. привлекался в качестве преподавателя сектоведения на Православных богословских курсах в г. Вильно.
18 февраля 1944 г. эвакуировался из Пскова в Ригу.
С 15 марта по 27 июля 1944 г. являлся начальником Внутренней Православной Духовной Миссии на территории Латвии и Литвы. Проживал в г. Шауляй, служил в церкви свв. апп. Петра и Павла.
18 августа 1944 г. был арестован в г. Шауляй по обвинению в измене Родине. Заключен в вильнюсскую тюрьму, затем переведен в московскую, а 29 сентября 1944 г. - в ленинградскую тюрьму.
12-15 января 1945 г. был приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской православной духовной миссии к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях без права обжалования и осужден по статье 58-1 а и 58-2 с лишением свободы на двадцать лет, с лишением прав еще на пять лет и с полной конфискацией имущества. Допросы начальника Миссии чекисты вели особо жестокими методами.
Из пересыльного пункта Ленинграда к 25 августа 1945 он прибыл в Карагандинский лагерь (Карлаг), где провел три с лишним года.
28 октября 1948 года скончался в заключении от сердечной недостаточности, через четыре года после ареста, в возрасте 79 лет. Похоронен на кладбище лагерного пункта (№ не указан) Карлага.
Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 8 августа 1956 г. приговор отменен и дело производством прекращено. Посмертно реабилитирован. Сведения о полной реабилитации всех осужденных по делу "Православной миссии", видимо, не дошли до Псковской областной прокуратуры, и только в 1997 г. были реабилититрованы осужденные по делу игумена Павла и насельников Псково-Печерского монастыря.
Архивные материалы
- Архив УФСБ Псковской области, д. № 1118-44, свидетельства протоиерея Георгия Тайлова и архимандрита Кирилла (Начиса).
- Архив Управления ФСБ РФ по Псковской обл., д. А-10676, д. А-21232;
- Bundesarchiv Berlin, R 58/699, Bl. 7-13;
- Центральный государственный архив С.-Петербурга, ф. 9384, оп. 1, д. 7, л. 9-10.
Литература
- Балевиц З.В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967. С. 31, 33 и др.;
- Веверс Я. Я. Православная духовная миссия - агентура фашистской разведки. Рига, 1973. С. 7-9 и др.;
- Полчанинов Р. В. Псковская Православная Миссия // Православная Русь. 1998. № 12. С. 14-15;
- В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии) / Публ. М.В. Шкаровского // Русское прошлое. Кн. 5. СПб, 1994. С. 285, 313;
- Свящ. Андрей Голиков. Мартиролог Православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1955 гг. М., 1999. С. 132-135;
- Синодик С.-Петербургской епархии. ХХ столетие. СПб, 1999. С. 51;
- Данилушкин М.Б. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1. СПб, 1997. С. 878, 880, 883;
- Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. 153, 155.
Использованные материалы
- По материалам свящ. Андрея Голикова (Рига) и М.В. Шкаровского (С.-Петербург). Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.
[1] Здесь, по-видимому, сыграло роль то обстоятельство, что о. Кирилл не был сторонником польских националистических и антирусских настроений в жизни Православной Церкви в Польше в эти годы