Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАРК ЕВГЕНИК

Перенаправлено со статьи "МАРК ЭФЕССКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона
Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона
Марк Евгеник (+ 1444/1457 [1]), архиепископ Эфесский, святитель

Память 19 января

В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.

Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.

В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.

Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".

Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк вернулся в Византию и вскоре стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию.

Святитель ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение.

На смертном одре святой Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.

Скончался 23 июня 1444 или 1457 года [2].

Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно именно с перенесением мощей связана память 19 января, которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка [3].

Прославлен в лике святителей в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I [4].

Святитель Марк Ефесский
Святитель Марк Ефесский

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ но́вшеств противобо́рниче,/ степе́нь ве́ры,/ Це́ркве свети́льниче,/ учи́телей Богодухнове́нная печа́те,/ Ма́рко всему́дре,/ писа́нии твои́ми вся́ просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь греческий, глас 3 [5]

Боже́ственныя ве́ры испове́данием/ ве́лия обре́те Це́рковь тя ревни́теля,/ боже́ственне Ма́рко всехва́льне,/ оте́ческаго мудрова́ния побо́рника/ и низложи́теля тьмы возноше́ния./ Те́мже оставле́ние Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам, тя велича́ющим.

Кондак, глас 8

Богосло́вов Богому́драя писа́ния,/ я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы,/ исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно е́сть, приснохва́льне,/ и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л,/ сего́ ра́ди пое́м:// ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.

Ин кондак, глас 4

Прему́дрыми слове́с твои́х исплете́нии, всеблаже́нне,/ вся́кая уста́ ху́льная загради́л еси́/ и ве́рныя Боговеща́нии просвети́л еси́// чести́ Тро́ицу в то́ждестве естества́.

Труды

На русском языке издано:

  • Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. "Духовная беседа", 1872. № 33, с. 97-108.
  • Диалог между латинянином и греком о Символе веры. - Там же. 1858.
  • Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. - "Странник", 1872, № 3:
  • Изъяснение о духовных обязанностях. - В кн.: "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения". Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
  • Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Окружное послание к православным христианам [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
  • Исповедание дел в конце своей жизни. - Там же, с.65-67.
  • Проповеди и завещания Схоларию. - Там же, с. 45-59.

Литература с переизданием трудов:

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви.

Доступно на интернете:

  • Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции:
  • О Воскресении:
    • http://aleteia.narod.ru/mark/resur.htm – опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже, Париж, 1951, вып. 8, 147-154.
  • Слово папе Евгению IV:
  • О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника):
  • Латинянин, или О прибавлении в Символе:
  • Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции:
  • Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора:
  • Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня:
  • О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати):
  • Послания (http://aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
    • К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами.
    • К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви.
    • К Константинопольскому патриарху Митрофану.
    • К настоятелю Ватопедского монастыря.
    • К иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
    • К иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
    • Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу.

Иные труды

  • Силлогические главы против латинян - опубл. в архим. Амвросий (Погодин).
  • Сумма изречений о Святом Духе.

Литература

  • Амвросий (Погодин), архим., "Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния", М.: "Посад", 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
  • Бармин А. В., "Марк Евгеник" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 685-693 :

Использованные материалы



[1]  Оба варианта года кончины указаны в официальном календаре Русской Православной Церкви на 2015 год, http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html. См. подробнее разбор датировок ниже.

[2]  Первый год - по житию в "зелёной" Минее январь, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, т. 2, с. 132, http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2132.html и на греческом сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Второй год - по житийной справке в календаре на портале Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life256.htm. Житие на сайте официального календаря Русской Православной Церкви на 2015 год - http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html - приводит обе даты.

[3]  Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Сайт придерживается датировки кончины 1444 годом, а перенесение мощей относит к 1456 году.

[4]  См. Соколовский Александр, "Святой Марк Эфесский - непобедимый Герой веры", портал Борисовского Воскресенского кафедрального собора, 22 января 2015, http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatoy-mark-efesskiy...tml и "Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния", сайт издательства Русская идея, http://www.rusidea.org/?a=25020101

[5]  Перевод Наталии Бахаревой. «Тропари еллинстии. Ианнуарий. С новым годом. Редактировано 1. 03.» // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - https://ulita-n.livejournal.com/6585.html

Редакция текста от: 23.07.2023 13:42:34

"МАРК ЕВГЕНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google