Акефалы (греч. ἀκέφαλοι - безглавые), в эпоху христологических споров название, прилагавшееся к различным церковным партиям.
В частности, так называли тех участников III Вселенского Собора (431, Эфес), которые не последовали ни за свт. Кириллом Александрийским, ни за Иоанном Антиохийским.
В конце V века это название получили члены Александрийской Церкви, отделившиеся от патриарха Петра Монга после того, как тот в 482 году принял "Энотикон" имп. Зинона; причиной отделения явилось то, что в этом документе не содержалось анафемы IV Вселенскому Собору (451, Халкидон). В раскол, который возглавили пресвитеры Иоанн и Юлиан, диаконы Элладий и Серапион и софист Павел, оказались вовлечены многочисленные монахи и некотрые члены клира; однако раскольники не имели епископского возглавления, чем и объясняется название секты. Из среды акефалов вышел будущий вождь монофизитского движения Севир, Антиохийский патриарх (512-519). Оставшись без епископов, раскольники обрекли себя на плачевное существование: со смертью последнего пресвитера они фактически лишились священства. Для совершения таинства Крещения акефалы использовали богоявленскую воду, а причащались раз в год, в день Пасхи, по маленькой частице, сохраняя Св. Дары с древних времен. Воссоединение египетских акефалов с монофизитской церковью произошло при Александрийском патриархе Диоскоре II (516-517), который анафематствовал Халкидонский Собор.
Впоследствии слово "акефал" сделалось у православных авторов (напр., у свт. Софрония Иерусалимского, прп. Иоанна Дамаскина и др.) наименованием монофизитов вообще, поскольку те не имели единого общепризнанного главы.
Литература
- Евагрий. Церк. ист. III 17-23;
- Иоанн Дамаскин, прп. Послание... яковиту // Творения / Пер. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., 1997. (Святоотеч. наследие; Т. 3). С. 154-193;
- О сложной природе против акефалов // Там же. С. 194-201;
- Софроний Иерусалимский, свт. Соборное послание // ДВС. Т. 4. С. 159.
- Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1713. P. 130;
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 332;
- Кулаковский. История. С. 349-350;
- ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1199-1200;
- Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Сrestwood (N. Y.), 1989. P. 203.
Использованные материалы
- Свящ. Олег Давыденков. "Акефалы" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 390