Изображение папы Гонория в церкви св. Агнессы в Риме |
Родился в Кампании, в семье римского консула Петрония [1].
Сведений о жизни Гонория до избрания папой не сохранилось. Взошёл на престол Римских первосвятителей 27 октября 625 года.
В годы его понтификата были проведены крупные хозяйственные работы в Риме: восстановлено несколько древних храмов, зал заседаний римского сената перестроен в церковь мученика Адриана, построены церкви святого Кириака и святой Лукии на Остийской дороге и церковь святого Северина, отремонтирован акведук императора Траяна.
Особое внимание Гонорий уделял нравственному состоянию духовенства в землях Восточной Римской империи. В 626 году он вызывал на суд в Рим епископа Сиракузского Петра, уличенного в связях с блудницами, и митрополита Никопольского Ипатия, заподозренного в содействии убийству своего предшественника митрополита Сотерика.
Стремясь искоренить арианство среди лангобардов, папа поддерживал лангобардского короля Адальвальда (Адалольда), смещенного арианином королём Ариольдом (Ариовальдом), и безуспешно обращался с просьбой о поддержке Адальвальда к экзарху Равенны Исаакию.
Противодействуя аквилейской схизме, при помощи императора Ираклия Гонорий добился удаления пребывавшего в схизме Аквилейского патриарха Фортуната и избрания на его место своего кандидата епископа Примогения.
Заботясь о распространении Христианства в Англии, направил поздравительное послание принявшему в 627 году крещение королю Нортумбрии святому Эдвину, а крестившего его Павлина назначил в 634 году архиепископом Йоркским. По указу Гонория для проповеди христианства среди западных саксов в Уэссекс был послан святитель Вирин, основавший в 635 году епископство в Дорчестере. Также благодаря увещаниям папы ирландские епископы на Соборе в Ма-Лене (Magh-Lene, ныне Олд-Лилин (Old Leighlin)) приняли решение отказаться от кельтской традиции исчисления Пасхи, и к 633 году в Южной Ирландии распространилась римская пасхалия. В 633 году представитель Гонория диакон Турнин участвовал в работе IV Толедского Собора, однако в конце 630-х годов между Гонорием и испанскими епископами произошел конфликт. На Толедском Соборе 638 году епископ города Цезаравгусты (ныне Сарагоса, Испания) святой Браулио выступил с возражениями против присланных папой обвинений испанских епископов в мягкости по отношению к иудеям, формально принявшим христианство, но продолжавшим соблюдать иудейские обычаи.
Принял участие в христологических спорах, после того как в 634 году Константинопольский патриарх Сергий направил ему послание, в котором убеждал в преимуществах учения о моноэнергизме. Гонорий ответил, что не стоит спорить по вопросам, которые не рассматривались Соборами, но в то же время употребил формулу "единая воля Господа". Таким образом в своих писаниях Гонорий сформулировал позицию которую впоследствии назвали монофелитством ("единоволием").
Скончался 12 октября 638 года в Риме.
Память
В эпитафии за заслуги перед Римом папа Гонорий назван "предводителем (вождем) народа" (dux plebis). В церкви святой Агнессы в Риме сохранился его мозаичный портрет, выполненный, вероятно, при жизни.
Рассмотрев послания папы Гонория патриарху Сергию, VI Вселенский Собор анафематствовал Гонория, признав изложенное им в посланиях учение неправославным. Это анафематствование признавалось в Риме до XI века, что является важнейшим аргументом против римо-католического догмата о папской непогрешимости. Даже римо-католические исследователи - к примеру епископы К. Й. фон Гефеле, А. Рукгабер - признавали наличие в посланиях Гонория ошибочных христологических суждений.
Труды
- PL, 80. Col. 463-494.
- Epistulae 1, 2, 15 // MGH. Ep. T. 3. P. 694-696 / Ed. W. Gundlach.
Литература
- Mansi. T. 11. P. 537 sqq.
- LP. Vol. 1. P. 324-327.
- Beda. Hist. Angl. II 17.
- ДВС. Т. 4. С. 176-179, 248, 263.
- Ruckgaber, A., Die Irrlehre des Honorius und das vaticanische Decret über päpstliche Unfehlbarkeit, Stuttg., 1871.
- Chapman, J., The Condemnation of Pope Honorius, L., 1907.
- Болотов, Лекции, т. 4, 462-472, 494-495, 499-500.
- Galtier, P., "La première lettre du pape Honorius: Sources et éclaircissement," Gregorianum, R., 1948, vol. 29, 42-61.
- Kreuzer, G., Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit, Stuttg., 1975.
- Carcione, F., Sergio di Constantinopoli ed Onorio I nella controversia monotelita del VII sec., R., 1985.
- Zocca, E., "Onorio I e la tradizione occidentale," Augustianum, R., 1987, vol. 27, 571-615.
- Thanner, A., Papst Honorius I. (625-638), St. Ottilien, 1989.
Использованные материалы
- Агишев, С. Ю., "ГОНОРИЙ I," Православная энциклопедия, т. XII, 74-75:
[1] Согласно Liber pontificalis.