Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАКИМ VI АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоаким VI ибн Зияде (+ 1604), патриарх б. Антиохийский (1593 - ноябрь 1603).

Уроженец сел. Сисния (на границе современной Сирии и Сев. Ливана). С 1575 года занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс), где в храмах Сорока мучеников и мч. Иулиана сохранились многочисленные рукописи с упоминаниями Иоакима VI в колофонах; известна также икона из церкви мч. Иулиана с ктиторской надписью Иоакима от 18 мая 1598 года [1].

По данным Антиохийского патриарха Макария III и других летописцев, Иоаким был возведен на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау и через год междупатриаршества, т. е. в конце 1593 года. Этому, однако, противоречит колофон 7101 года (1 сентября 1592 - 31 августа 1593) мон. Михаила, называвшего себя учеником Иоакима VI, о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Вост. Турция) патриархом Иоакимом VI и митр. Баальбека Германом. Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договоренностей между пашой и Иоакимом VI.

В 1593 году Ближний Восток посетило русское посольство, которое возглавлял Т. Коробейников, с царской милостыней восточным патриархам. Весной в К-поле Коробейников передал находившемуся там Халебскому митр. Макарию 910 золотых и 2 сорока соболей, которые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых - патриарху, 390 - 3 митрополитам и 6 епископам, 120 - архимандриту Сайднайского монастыря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V во время его пребывания в Москве) и 100 - на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апреля 1594 года Иоаким VI вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича [2]. Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греческом, арабском и сирийском языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни - сир. письменности в среде православных). Большинство греческих подписей выполнено одной рукой. Т. о., грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 года, а общее число епархий Антиохийской Церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (две последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской Церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется).

Активной была церковно-административная деятельность патриарха Иоакима VI. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (буд. Антиохийский патриарх Игнатий III). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) Иоаким VI разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием патриаршества Иоакима VI стало основание в сентябре 1602 года православного монастыря Баламанд близ Триполи.

Однако в целом патриарху Иоакиму VI плохо удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Мелетий (Пигас), патриарх Александрийский, в письме от апреля 1595 года укорял Иоакима за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по два или три престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: Иоаким поставил Бейрутским митрополитом Парфения, но в источниках с 1594 по 1610 год фигурирует другой Бейрутский митрополит - Иоаким, видимо пребывавший в расколе с патриархом.

В этот период на территориях Северной Месопотамии, номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религиозные представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. Патриарх Иоаким с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в Константинополь около 1599 года, принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам многие христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на конец XVI - начало XVII века.

Несмотря на нестроения церковной жизни внутри Патриархата, Иоаким VI вел активную внешнюю политику. В 1593 году синайские монахи вопреки воле Александрийского патриарха Мелетия I избрали епископом некоего Лаврентия, который получил посвящение от двух епископов Антиохийского престола. Мелетий добивался низложения Лаврентия, указывая на неканоничность его поставления и уличая в связях с Римом. Патриарх Иоаким VI, не желая конфликта со своими архиереями, поддержал Синайского епископа и ранее 1599 году ездил в Иерусалим, где вместе с патриархом Софронием V провел Собор, подтвердивший рукоположение Лаврентия. Однако Мелетию удалось привлечь остальных патриархов на свою сторону и заставить Лаврентия принести покаяние, после чего он в 1600 году был вторично поставлен на Синайскую кафедру.

После низложения Кипрского архиеп. Афанасия I, обвиненного в различных злоупотреблениях (1598), Иоаким VI, рассчитывая вернуть Кипр в юрисдикцию Антиохийской Церкви и ссылаясь на арабские апокрифические правила I Вселенского Собора, восстановил Афанасия в сане, чем усугубил конфликты внутри Кипрской Церкви. Против этого резко выступил Мелетий Пигас, выполнявший тогда функции местоблюстителя Константинопольского престола. Отношения двух патриархов особенно ухудшились в сентябре 1599 года, когда Мелетий угрожал Иоакиму извержением из сана.

В старости Иоаким VI ослеп. Дамасская община, возглавляемая могущественным шейхом Георгием ибн Самуром, стала тяготиться правлением патриарха и подыскивать на смену ему более дееспособного лидера. Христиане Дамаска заставили Иоакима VI рукоположить одного из христианских старейшин - Абд аль-Азиза ибн аль-Ахмара (в монашестве Дорофей) в сан "митрополита патриаршей кельи", который фактически исполнял функции наместника патриарха.

В ноябре 1603 года Иоаким VI был принужден сложить с себя сан и возвести Дорофея на патриаршество. Низложенный патриарх покинул Дамаск. По словам хронистов, не одобрявших такого вмешательства мирян в дела церковной иерархии, в ту ночь на город падали "огненные звезды" (вероятно, метеорный поток Леониды). Однако современники восприняли отречение патриарха спокойно, объяснив это состоянием его здоровья (известен соответствующий колофон мон. Абд аль-Карима Кармы (впосл. патриарх Евфимий II)).

Иоаким VI удалился в родное сел. Сисния, а оттуда направился в монастырь вмц. Екатерины на Синае, рассчитывая на поддержку еп. Лаврентия

Патриарх скончался в 1604 году по дороге, в Египте, или, по другой версии, в Синайском монастыре, где и был похоронен.

Литература

  • Abdallah ibn Trad. Mukhtasar tárkh al-'asa qifa. Bayru t, 2002. P. 28;
  • Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f tárkh baa riqat al-kansa al-'ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 141-143 (рус. пер.: [Михаил Брейк]. Список антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 429-431);
  • Павел Алеппский. Путешествие. С. 680-681;
  • Патриаршие документы (1592-1735) // Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 280-282, 285-288. (ППС; 58);
  • Коробейников Т. Хождение, 1593-1594. СПб., 1889. С. 102. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)).
  • Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1. С. 632-633;
  • Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 639-640;
  • Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 6, 49-53, 77-78, 84;
  • idem. Chronologie, 1250-1500. P. 41;
  • Slim S. A. Balamand: Histoire et patrimoine. Beyrouth, 1995. P. 23-26;
  • Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einingen zeitgenössischen Quellen // Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 115-116;
  • Панченко К. А., Фонкич Б. Л. Грамота 1594 г. антиохийского патриарха Иоакима VI царю Федору Ивановичу // Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Т. 1. С. 166-184.

Использованные материалы



[1]  Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. София, 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140

[2]  РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 6

Редакция текста от: 04.09.2021 13:14:15

"ИОАКИМ VI АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google