Евфимий II Карма (Карама, Карме; 1572 - 1635), патриарх Антиохийский (1 мая 1634 - декабрь 1634), выдающийся церковный и литературный деятель
Родился в 1572 году в Хаме (Епифания) Происходил из семьи свящ. Ховрана Кармы, рано лишился отца. До поставления в архиереи носил имя Абд аль-Карим.
В молодости, вероятно на рубеже 1580-х и 90-х годов, совершил паломничество в Св. землю и принял монашество в лавре св. Саввы Освященного (Палестина), одном из крупнейших монастырей православного Востока. Там он освоил греческие язык и культуру и осознал изолированность арабо-христианской общины в рамках православного мира; впоследствии его деятельность во многом была направлена на ее преодоление.
Позднейшие биографы Евфимия II писали, что он провел в лавре два года, однако возможно, что этот срок был больше. Известна рукопись Абд аль-Карима, выполненная в феврале 1604 года в монастыре арх. Михаила в Иерусалиме (подворье лавры). В том же году Абд аль-Карим вернулся на родину, был рукоположен во диакона, а позднее - во священника митр. Симеоном Епифанийским. По поручению земляков-единоверцев Абд аль-Карим отправился в Халеб к великому везиру, находившемуся тогда в городе, с ходатайством о прощении недоимок христианской общине Хамы. За время пребывания в Халебе Абд аль-Карим как талантливый проповедник завоевал симпатии местных христиан и был избран ими на пустовавший митрополичий престол.
12 февраля 1612 года хиротонисан в сан митрополита Халебского с именем Мелетий. Хиротонию возглавил Антиохийский патриарх Афанасий II Даббас.
В сане митрополита Мелетий вел аскетический образ жизни: не участвовал в пирах, не принимал подарки, не довольствуясь дневными пастырскими заботами, молился по ночам. Выступал против роскоши в обиходе паствы, шумных празднеств, запрещал женщинам носить нескромную европейскую одежду. Стремясь поддерживать внутри общины социальную справедливость и взаимопомощь, митрополит ограничивал расходы состоятельных прихожан, требовал от них регулярных пожертвований в пользу бедных. Средства кафедры Мелетий тратил на пособия неимущим, украшение халебского храма и строительство новой митрополичьей резиденции. Он уделял особое внимание воспитанию священников, активно занимался литературной деятельностью, организовал переписку книг.
В то же время митр. Мелетий вступил в конфликт с патриаршим престолом Антиохийской Церкви в Дамаске из-за многолетнего уклонения от выплаты положенных сборов. Эта позиция выражала интересы богатой и многочисленной православной общины Халеба, которая тяготилась властью патриархов. Около 1615 года в Стамбуле между митр. Мелетием и патриархом Афанасием велась судебная тяжба по поводу неуплаты сборов.
После кончины патриарха Афанасия в 1619 году началось противостояние между патриархами Игнатием III, которого поддерживал ливанский эмир Фахр ад-Дин II Маан, и Кириллом IV, братом Афанасия, на стороне которого был Юсуф Сайфа, паша Триполи. Митр. Мелетий принял сторону Игнатия, но при этом в течение несколько лет старался уклониться от участия в конфликте, пользуясь территориальной удаленностью своей епархии от земель обоих соперников. Однако к 1624 году позиции эмира Юсуфа Сайфы в борьбе с Маанами крайне ослабели, и Кирилл, предвидя неизбежное поражение своего покровителя, перебрался в Халеб, находившийся под прямым управлением османов. В ходе этого конфликта османское правительство в большинстве случаев выступало на стороне Кирилла, однако Мелетий Карма подчеркнуто игнорировал патриарха, ни разу не пригласив его к сослужению на литургии. Кирилл призвал в Халеб трех своих сторонников-митрополитов (в т. ч. Симеона Епифанийского) и составил вместе с ними Собор, видимо для осуждения Мелетия. Ход и результаты Собора неясны из-за недостатка источников, однако очевидно, что особых успехов Кирилл не добился, т. к. халебская община стояла на стороне Мелетия. После 42 дней пребывания в Халебе патриарх отправился в Стамбул, чтобы еще раз подтвердить свои полномочия. Он вернулся в Халеб в августе 1624 года, и противостояние с Мелетием возобновилось.
В середине мая 1625 года конфликт принял открытую форму. Кирилл вызвал Мелетия на суд к паше, требуя от митрополита выплаты податей за 12 лет. Митрополит отказался и был приговорен к битью палками и заключению в тюрьму. Через 12 дней он был освобожден за значительный выкуп. 1 апреля 1626 года патриарх Кирилл организовал большой Собор в Халебе, на котором потребовал, чтобы Мелетий вступил с ним в сослужение. Митрополит отказался и после 9 апреля уехал в Стамбул, надеясь привлечь на свою сторону покровителей Кирилла в Фанаре и Высокой Порте. Кирилл поспешил следом. Результаты тяжбы архиереев неизвестны. К октябрю 1627 года они вернулись в Халеб, где состоялся новый суд местных властей. Мелетий был снова заточен в тюрьму вместе с 27 православными старейшинами. Через три дня заключенные были отпущены после того, как заплатили значительный выкуп, а Кирилл перебрался в Дамаск, где его противники, разоренные десятилетней смутой, уже не могли ему сопротивляться.
1 июня 1628 года покровитель Игнатия эмир Фахр ад-Дин по просьбе Кирилла организовал на своей территории, в сел. Рас-Баальбек, церковный Собор, призванный положить конец спору двух патриархов. Однако большинство из 11 архиереев, присутствовавших на Соборе, включая Мелетия Карму, были противниками Кирилла. Он был осужден, низложен и заточен в тюрьму, где вскоре умер, возможно был убит по приказу Фахр ад-Дина. Игнатий остался единственным патриархом, но не решался покидать владения Маанов и появляться в Дамаске. В начале 1634 года он погиб в ходе подавления османами мятежа Фахр ад-Дина. После этого жители Дамаска призвали на патриаршество Мелетия Карму.
1 мая 1634 года он был возведен на Антиохийский престол с именем Евфимий, однако уже в ноябре тяжело заболел. Своим преемником он назначил Мелетия ас-Сакизи, который был возведен в патриархи с именем Евфимия III в декабре того же года, еще при жизни Евфимия II.
Скончался 1 января 1635 года в Дамаске.
Патриарх Евфимий II сыграл ключевую роль в культурном подъеме православных арабов XVII века, который получил в научной литературе название "мелькитский ренессанс" (араб.- нахда). Традиционно начало движения связывается с именем Евфимия II, хотя многие его признаки заметны уже в творчестве мелькитских интеллектуалов 1580-х годов. Определенное влияние на Евфимия II оказал митр. Иоаким Вифлеемский. Известными представителями "ренессанса" были ученики и преемники Евфимия II - патриархи Евфимий III и Макарий III аз-Заим.
Патр. Евфимий II стремился унифицировать литургические традиции восточнохристианского мира, что было залогом духовного единства православных народов. Опираясь на стандартные издания греческих венецианских типографий, Евфимий предпринял новые переводы и исправления арабских литургических текстов, устраняя разночтения и отклонения от греческого образца. Переводы и редактирование богослужебных книг заняли десятки лет, однако в литературе их сводят к нескольким датам: к 1612 году Мелетий Карма подготовил свои версии Служебника, Синаксаря, Стихираря и Типикона, ранее 1628 года - Часослова, к 1633 году - Евхология. Тексты Мелетия обрели широкую популярность в арабо-христианской среде, вытеснив прежние версии богослужебной литературы: в рукописных собраниях монастырей Антиохийской Церкви они занимают по численности одно из первых мест наряду с переводами Библии Абдаллаха ибн аль-Фадла Антиохийского и творениями отцов Церкви. Переводы Служебника и Часослова легли в основу изданий, осуществленных в XVIII веке Антиохийскими патриархами Афанасием III Даббасом и Сильвестром.
Помимо переводческой и редакторской деятельности Евфимий II занимался оригинальным литературным творчеством. Ему принадлежат проповеди, послания, историческая заметка о мелькитских митрополитах Халеба и ряд других сочинений (бо́льшая часть сохранилась в рукописях, не издана).
В целях стандартизации богослужебной практики и выведения из употребления искаженных текстов патр. Евфимий II стремился использовать технические возможности книгопечатания. Поскольку типографии с арабским шрифтом существовали только в европейских странах, в 1617 году Мелетий вступил в переписку с Ватиканом, испрашивая разрешение на издание арабском литургических книг в Италии. Несмотря на формальное согласие римской Конгрегации пропаганды веры, переговоры, продолжавшиеся как до, так и после смерти Евфимия II, не привели к положительному результату. До 1622 года Мелетий завершил перевод Библии на арабский язык, однако он также не был одобрен к изданию в Риме. Между тем многолетние контакты патр. Евфимия II с Конгрегацией пропаганды веры и дружеское общение с западными миссионерами в Сирии породили в католических кругах убеждение в его пролатинских симпатиях и готовности вступить в унию с Римом. Высказывалось предположение о том, что Евфимий II был отравлен своим окружением, опасавшимся роста католического влияния при нем. Согласно Ватиканским архивам, в 1635 году, уже после смерти Евфимия, в Рим прибыл его посланник свящ. Пахомий с новыми письмами об организации арабского книгопечатания и с проектом заключения унии, который также не был реализован.
Литература
- Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 681-682;
- Михаил Барик ад-Димашки. Список Антиохийских патриархов // ТКДА. 1874. № 6. С. 432-440.
- Фома (Дибу-Малуф), архидиак. Эмесская епархия в Сирии // СИППО. 1915. Т. 26. С. 336;
- Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 496, 631-633; Bd. 3. S. 91-93;
- Karalevskij C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 641-642;
- Εὐθύμιος. ῾Ο Β´. // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1042-1044;
- Nasrallah. Chronologie: 1500-1634. P. 57-62, 81, 85;
- idem. Euthyme II Karmé (Karma) // DHGE. T. 16. Col. 53-57;
- idem. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 70-86;
- Walbiner C.-M. «Und um Jesu willen, schickt sie nicht ungebunden!»: Die Bemühungen des Meletius Karma um den Druck arabischer Bücher in Rom // Studies on the Christian Arabic Heritage in Honour of Father Prof. Dr. Samir Khalil Samir. Leuven, 2004. P. 163-175.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Евфимий II" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 425-427