Синайский монастырь св. Екатерины |
- Каноническая территория: Синайский полуостров
- Предстоятель: Дамиан (Самардзис), архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский
- Резиденция предстоятеля находится в Каире [1]
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Христианство на Синайском полуострове появилось в III веке. Довольно рано в этих краях появляются и первые монахи-отшельники. 14 января 305 года, во время гонения Диоклетиана, были арестованы пять первых мучеников в районе горы Синай и Раифа.
Очень быстро Синай, наряду с Палестиной и Египтом стал одним из крупнейших центров монашества. Сначала монахи и христиане Синая были под омофором епископов Фарана и епископов Айлы, - первым из них упоминается Петр, один из отцов I Вселенского собора.
Первый епископ Синайский – Макарий, упоминается в середине V века.
В 530 году император Юстиниан Великий приказал построить мощные крепостные стены Синайского монастыря, направил воинский гарнизон для защиты монахов и переселил на Синай двести семей из Понта и Александрии для защиты и обслуживания монастыря. Эти постройки сохраняются до сего дня, равно как и потомки переселенцев, которые образовали бедуинское племя джабалия.
В середине VII века Синайский полуостров был захвачен мусульманами, в результате чего произошла исламизация синайских арабов, как тех, которые были язычниками, так и тех, которые были христианами. Основная масса синайских христиан, живших в оазисе Фаран, перешла в ислам, - хотя и не все. Мусульмане также захватили и саму святую гору Синай. Монахи этот акт определили как "разорение" и "осквернение" святого места, однако, видимо, главный монастырь-крепость остался невзятым.
В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и синайский игумен-епископ стал также епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла и Раифская епархия. К началу VIII века все православные христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией Синайского архиепископа.
После захвата в 1099 году латинянами Иерусалима и поставления латинского патриарха Иерусалимского, Синайскую гору подчинили митрополиту Петрскому. Присутствие крестоносцев в некотором отношении благоприятно сказалось на судьбе архиепископии в XII-XIII веках, поскольку под их защитой паломники могли безопасно приходить на Синай, и их число существенно увеличилось. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
В XIV веке в Синайскую архиепископию кроме главного монастыря входило ещё свыше десятка больших монастырей, которые были уничтожены в 1400 году во время нашествия войск правителя Египта Малик-Тахара, - тогда смогли уцелеть только главный монастырь св. Екатерины и монастырь в Раифе.
В то время, когда престол Иерусалиме был занят латинянами, и Иерусалимские православные патриархи вынуждены были жить в Константинополе, их отсутствием и вынужденным отрешением от дел, воспользовались Александрийские патриархи, которые распространили свою юрисдикцию на ряд территорий Иерусалимского Патриархата, в том числе и на Петрскую митрополию, включавшую Синайскую епископию.
В 1430-е годы, патриарх Иерусалимский Иоаким вступил в переговоры об этом с патриархом Александрийским Григорием, и тот дал грамоту с обещанием, что впредь будет воздерживаться от притязаний на епархии Иерусалимской Патриархии.
В 1450-е годы епископ Синайский Иоаким I подал Иерусалимскому патриарху просьбу об уходе на покой, но патриарх не принял ее, а посоветовал ему снова принять епископию; тогда синаиты послали делегацию к Константинопольскому патриарху свт. Геннадию Схоларию, спросить об этом. Святитель подтвердил, что без признания его правящего патриарха, отречение епископа от архиерейства не имеет никакой силы и порекомендовал без сомнения относиться к Иоакиму как к епископу.
Последующие Александрийские патриархи продолжили притязать на Синайскую епископию и другие епархии, распространяя на них свою власть. Это стало причиной ещё одного разбирательства между Александрийским и Иерусалимским патриархами в 1484 г., когда патриарх Александрийский Марк дал грамоту об отказе от притязаний.
В XVI веке снова вспыхнул тот же спор между патриархатами, который длился более полувека, начиная с 1521 году и кончился лишь в 1575 году когда в Константинополе четыре патриарха разобрали дело и Александрийский окончательно отказался от Синайской епископии и других епархий и признал за ними юрисдикционные права Иерусалима.
В 1545 году Синайским епископом стал Макарий, человек дурной жизни, который вызвал большое недовольство и соблазн среди синаитов. Два года спустя три патриарха лишили его сана, и, из опасения новых раздоров на Синае, определили, чтобы монастырь управлялся простым игуменом. Двадцать восемь лет Синайская кафедра из-за этого пустовала, пока в 1575 году синаиты не послали делегацию в Константинополь и там, по общему решению патриархов, было решено, чтобы снова Синайский игумен был архиереем. Был избран и рукоположен в архиепископа Синайского Евгений.
Евгению преемствовал Анастасий, а в 1592 году, после кончины архиепископа Анастасия, случилась между монахами распря о том, кто должен быть его наследником. Патриарх Александрийский Мелетий решил вмешаться и для примирения предложил своего кандидата - Паисия. Однако синаиты выбрали Лаврентия, который, самочинно получив рукоположение от неких двух епископов, выгнал Паисия и сочувствующих ему монахов. За это синайские монахи были заключены под епитимию патриархом Мелетием.
В письме, датированном 1599 году патриарх Мелетий сообщает патриарху Антиохийскому Иоакиму, что архиепископ Синайский Лаврентий дошел до объявления себя униатским архиереем, отрекшись от православной веры ради ежегодного получения от папы трехсот флоринов. Вскоре по решению патриархов Лаврентий был осуждён, и тогда, признав свою ошибку, в 1600 году он просил прощения у патриархов Константинопольского, Антиохийского и Иерусалимского, а потом и у Александрийского. Ему было даровано прощение и восполнена неканонически полученная хиротония.
Ещё одной серьёзной причиной раздора Синайского архиепископа с патриархом Александрийским стал вопрос о Синайском подворье в Каире. У монастыря издревле был здесь дом, который монахи использовали для торговых и прочих нужд. Архиепископ Лаврентий устроил в нём храм и регулярные богослужения, не спрашивая позволения патриарха Александрийского. Причём это были богослужения не только для самих синаитов, останавливавшихся в Каире, но и для местных православных.
В 1607 году Синайский архиепископ обращался с просьбой к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому с просьбой разрешить совершать богослужения на территории Александрийского Патриархата, чего, разумеется, не получил. В 1615 году по решению собора за бесчинное служение в чужой епархии Лаврентий и синайские иеромонахи, служившие на подверье, были запрещены в священнослужении. Чтобы выйти из-под этого, Лаврентий принёс покаяние перед Александрийским патриархом Герасимом и пообещал впредь не устраивать богослужений без его позволения.
Но после смерти Герасима, когда другой Александрийский патриарх, Никифор, уехал в Грузию, синаиты, пользуясь его отсутствием, снова стали служить литургию на Каирском подворье. Это сделал уже преемник Лаврентия Синайский архиепископ Иоасаф, которому с помощью хитрости удалось получить на то разрешение у Константинопольского патриарха Парфения.
Примечательно, с каким возмущением описывает это неканоническое вмешательство Константинопольского патриарха в дело Александрийской Церкви патриарх Иерусалимский Досифей, называя это делом беззаконным: «Ибо какую власть имел Парфений над чужим престолом? и как он не сделался преступником против второго правила II Вселенского собора? Каждый призирает свое» [2].
Бороться с этим беззаконием пришлось Александрийскому патриарху Иоанникию, вступившему на престол в 1645 году, и продолжавшего борьбу десять лет, прежде чем она завершилась его победой - покаянием архиепископа Иоасафа в 1655 году. Этому предшествовало соборное осуждение синаитов, когда в Константинополе патриархи низложили Иоасафа и его иеромонахов, а монахов предали анафеме. После покаяния и обещания не служить самочинных служб в Каире, синаитам было даровано прощение. Разрешение же на службы, выданное патриархом Парфением, было последующими Константинопольскими патриархами признано не имеющим силы.
В 1660 году Иоасаф умер, и его преемником синайская братия избрала Нектария, однако, оказалось, что в это же время Нектария выбрали также на Иерусалимскую кафедру. Он стал патриархом Иерусалимским, а архиепископом Синайским был избран Анания.
В 1667 году он вместе с патриархами Антиохийским Макарием и Александрийским Паисием посетил Россию, где участвовал в Московском соборе, низложившем патриарха Никона.
Архиепископ Анания был одержим идеей получить автокефалию для Синайской архиепископии. Он приложил к себе титул «блаженнейший», стал служить в патриаршем облачении и перестал возносить на литургии имя Иерусалимского патриарха, кроме того, упразднил совет монастырских старцев и стал править единолично. По инициативе патриарха Иерусалимского Нектария архиепископ Анания был соборно извержен из сана в 1670 г. В это же время, связавшись с синаитами, патриарх Нектарий узнал, что они сами не поддерживают новшеств Анании и много раз безуспешно просили его прекратить так поступать.
Наконец Анания написал прошение об отставке и в 1671 году был избран и рукоположен в Иерусалиме новый Синайский архиепископ – Иоанникий. По случаю установления мира патриархами было даровано Анании прощение с правом совершать архиерейские службы с согласия архиепископа Иоанникия. На несколько лет наступил мир.
Сохранилось написанное в 1686 году архиепископом Иоанникием для русских царей «Описание Синайской горы», из которого следует, что в архиепископию в это время входили, кроме главного монастыря, ещё пять обителей - монастырь святых Сорока мучеников, монастырь святых Апостолов, монастырь в честь Даутской иконы Богородицы, монастырь святых Бессребреников и Раифский монастырь, а также скит святого Онуфрия. Все они были населены монахами.
Архиепископ Иоанникий жил в монастыре, а Анания часто совершал внешние поездки по делам монастыря. В 1680 году ему, благодаря помощи русского дарителя, удалось создать Синайское подворье в Константинополе, а также получить от Константинопольского патриарха Дионисия грамоту, в которой архиепископ Синайский упоминался как «третий после Охридского и Кипрского» с позволением ему носить таких же одежд. Этот документ Анания использовал для возобновления борьбы за автокефалию Синая, указывая на него как на будто бы признание таковой автокефалии. В 1687 году случился скандал на Синайском подворье - синаиты указали Констанинопольскому патриарху, что тот не смеет вмешиваться в его дела, поскольку они автокефальны. За эти годы, как видно, Анания приобрёл немало сторонников среди монахов, а также и в самом Константинополе. Его сторонники-синаиты обратились за помощью к мусульманским властям в борьбе с патриархами, - примечательно, что при этом они ссылались на документ, хранящийся в монастыре св. Екатерины и написанный от имени Мухаммеда, в котором обещается неприкосновенность монастырю. По рассказу патриарха Иерусалимского Досифея, "синаиты набрались смелости, пошли в диван к визирю и снова заговорили: «Вот святое завещание пророка, где говорится, чтобы никто нас не ограничивал, а следовательно, и четыре патриарха»". Кроме того, синаиты выдвигали ложные обвинения против патриарха Досифея.
В 1691 году Анания был вторично извержен из сана собором, который возглавляли патриарх Константинопольский Каллиник и патриарх Иерусалимский Досифей. Также были извержены из сана его сподвижники иеромонахи Никифор и Косьма, и отлучены от Церкви монахи Анатолий, Симеон и Серапион. Их деятельность была квалифицирована как раскольническая. Также подлежали отлучению и все непоименованные их сообщники.
Стоит отметить, что всё это время действующий архиепископ Синайский Иоанникий сохранял поминовение Иерусалимского патриарха, поэтому он не был подергнут соборному осуждению, хотя он со своей стороны также принимал некоторое участие в инициативах Анании, в частности, выдвинул обвинение против патриарха Досифея, которое привёз в Константинополь Анания, а затем, в 1694 г. сам приезжал в Город, чтобы улучшить дела, но не преуспел, наконец, посылал иеромонаха за поддержкой в Охридскую архиепископию, но также безуспешно. Возможно, с этим было связано то, что Иоанникий Досифеем лишён был права называться архиепископом, но лишь епископом.
Синаиты старались искать помощи для своих целей отовсюду. В 1690 году Анания обращался к правителю Молдовлахии Константину с просьбой о том, чтобы он склонил патриархов признать независимость Синайской архиепископии. Ещё ранее того, с 1682 году, Анания, посетивший тогда вторично Русь, начал в русских правительственных кругах обсуждать идею передачи Синайского монастыря под покровительство России. В 1687 году синайские монахи, прибывшие в Москву, привезли грамоту, подписанную Иоанникием и 72 монахами, в которой говорилось:
Синаиты получили царскую грамоту о том, что русские цари берут Синайскую обитель «под своё призрение», что выразилось в изготовлении серебрянной раки для мощей св. Екатерины и жаловании на содержание братии. Серебряная рака была доставлена в монастырь в 1691 г. и воспринята монахами как “восьмое чудо света”. Она и сегодня находится в алтаре главного храма Синайской обители.
И хотя в этой грамоте не было речи о переходе Синайской архиепископии в юрисдикцию Русской Церкви, но Иерусалимский патриарх Досифей понял дело именно так (не исключено, что так грамоту представляли на востоке сами синаиты), и в 1691 году он писал Московскому патриарху Адриану, что передача монастыря Москве есть “вещь и беззакона и посмеяна”. Он указывал на неискренность намерений синаитов, желающих автокефалии, а не пребывания под чьим-либо патриаршим омофором, даже Московским.
Анания так и умер в расколе, а окончательно мир между Синайским монастырём и патриархом Иерусалимским установился в 1696 году, по случаю чего патриарх Досифей восстановил Иоанникия в сане архиепископа.
Предстоятели
- Макарий (V)
- Евгений (1567 − 1583)
- Анастасий (1583 − 1592)
- Лаврентий (1592 − 1617)
- Иоасаф (1617 − 1660)
- Нектарий (1661)
- Анания (1661 − 1671)
- Иоанникий I (1671 − 1702)
- Косма (22 апреля 1703 – 13 февраля 1706)
- Афанасий IV (1708 – 1720)
- Иоанникий II (1721 – 1728)
- Никифор (1728 – 1747)
- Константий I (1748 – 1759)
- Кирилл I (28 октября 1759 – февраль 1790)
- Дорофей (1794 – 1797)
- Константий II (1805 – 1830, 1834 – 1859)
- Кирилл II (7 декабря 1859 – 5 сентября 1867)
- Каллистрат (1867 – 1884)
- Порфирий I (21 августа 1885 – 7 мая 1904)
- Порфирий II (7 мая 1904 – июль 1926)
- Порфирий III (29 июля 1926 – 24 ноября 1968)
- Григорий (2 февраля 1969 – 11 сентября 1973)
- Дамиан (Самардзис) (c 23 декабря 1973)
Литература
- Marinescu A. The Hierarch’s Catalogue of Monstery St. Catherine in Mount Sinai // Etudes Byzantines et Post-Byzantines. IV. Pp. 267-289.
- Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае // Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М. Индрик. 2004. Сс. 434-450.
- Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. ч. 2. СПб. 1909.
- Описание Синайской горы 1686 г. из Российского государственного архива древних актов // Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М. Индрик. 2004.
Использованные материалы
- Юрий Максимов. Краткая история Синайской Архиепископии с III по XIX вв.
[1] Юрий Максимов. Архиепископ Синайский Дамиан - http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41566.htm
[2] История епископии святой горы Синая, кн. III, гл. 1