Игнатий III Атыйя (+ кон. 1633 - нач. 1634), патриарх Антиохийский (со 2 мая 1619).
Происходил из Кафр-Бухума (Сирия). В 1590-х годах был секретарем (катибом) ливанского эмира Фахр ад-Дина II Маана. Несомненно по протекции этого влиятельного регионального лидера османской Сирии Игнатий был возведен в митрополиты Тира (ныне Сур) и Сидона (ныне Сайда) патриархом Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1604). После изгнания христианами Дамаска патриарха Афанасия II Даббаса (ок. 1618) знатные представители дамасской общины обратились к Игнатию с предложением занять патриарший престол. В сопровождении христианских старейшин Дамаска Игнатий отправился в Константинополь и был возведен на Антиохийскую кафедру Константинопольским патриархом Тимофеем II в воскресенье после Недели о самаряныне 1619 года. Обращаясь к Константинопольскому патриарху, дамасские христиане старались подчеркнуть легитимность поставления Игнатия III после свержения прежнего патриарха. Однако триполийская православная община поддержала изгнанного Афанасия, а после его смерти в начале Великого поста 1619 года возвела на патриарший престол брата Афанасия, Кирилла IV. Хиротония была организована при административной поддержке эмира Юсуфа Сайфа, правителя Сев. Ливана, и прошла в тот же день, что и интронизация Игнатия III.
Антиохийский Патриархат раскололся: епархии Триполийского пашалыка (Триполи, Аккар, Мармарита, Хама, Хомс), управлявшегося кланом Сайфа, приняли сторону Кирилла; Дамаск и епископы из владений Фахр ад-Дина (Тир, Сидон, Бейрут) ориентировались на Игнатия. Противостояние христианских региональных элит совпало с борьбой феодальных кланов Маанов и Сайфа. Приблизительно в начале 1620 года Кириллу удалось получить султанский фирман о низложении Игнатия III и ссылке его на остров Кипр. Однако христиане Дамаска с большим трудом смогли привлечь на свою сторону местные власти, и указ был проигнорирован, а Кирилл не был допущен в Дамаск. Кирилл ездил в Египет, где заручился поддержкой Кирилла I Лукариса, бывшего тогда Александрийским патриархом; этот союз сохранялся и после восшествия Кирилла Лукариса на Константинопольский престол осенью того же года. Игнатий III, опасаясь османских репрессий, не покидал владений Маанов. Эмир Фахр ад-Дин был фактически неподконтролен власти султана; он успешно расширял сферу своего влияния и в 1625 году окончательно разгромил клан Сайфа. Епископы, выступавшие на стороне патриарха Кирилла, подверглись преследованиям. Еще за год до этих событий патриарх Кирилл, чувствуя непрочность своего положения, переселился из Триполи в Халеб. Однако он столкнулся с сопротивлением местной христианской общины и ее лидера митр. Мелетия Кармы (впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II), признававших своим патриархом Игнатия III. В течение четырёх лет Кирилл пытался привести к покорности Мелетия и его сторонников, дважды добиваясь тюремного заключения митрополита. В 1627 году Кирилл перебрался в Дамаск, где православная община, разоренная многолетней смутой, уже не в состоянии была ему противодействовать.
Кирилл обращался к Фахр ад-Дину с предложением провести церковный Собор, на котором епископы утвердили бы на патриаршестве одного из двух претендентов, Кирилла или Игнатия (тот, кто не будет признан патриархом, должен был получить епархию в кормление). Однако, когда Фахр ад-Дин действительно собрал архиереев на подконтрольной ему территории в сел. Рас-Баальбек, Кирилл, оценив расстановку сил, отказался ехать на Собор. Годом раньше Фахр ад-Дин окончательно получил в управление Триполийский пашалык и тем самым имел возможность воздействовать на сторонников Кирилла. Митрополиты Южного Ливана, Халеба и ряда епархий в районе Дамаска были настроены к Кириллу враждебно. Слуги Фахр ад-Дина силой доставили Кирилла на Собор, где тот 1 июня 1628 года был осужден за разжигание смуты. Низложенный патриарх был отправлен в заточение, а, по некоторым данным, впоследствии убит.
Участники Собора приняли также 21 постановление, направленное на упорядочение различных сторон церковной жизни. Во избежание повторения недавних конфликтов тщательно оговаривался порядок избрания патриархов, которое должно было проводиться по жребию, гласно, в присутствии всех епископов. Каноны Собора требовали положить конец симонии, практике вмешательства мирян и священников в дела Патриархии, ограничивали взимание священниками сборов с прихожан, вводили ряд обрядовых и дисциплинарных регламентаций, касавшихся, в частности, порядка поставления священников и практики сбора пожертвований на церкви и монастыри. Вероятно, по настоянию Мелетия Кармы, известного строгими нравами, были приняты постановления, осуждающие пышные празднества христиан, музыку, пляски и пьянство.
Став единственным патриархом, Игнатий III тем не менее избегал появляться в Дамаске, предпочитая оставаться под защитой Фахр ад-Дина в Бейруте. Там с патриархом встречались миссионеры-капуцины; Игнатий III, тяжело переживая свою причастность к умерщвлению Кирилла, обратился в Рим с просьбой отпустить ему этот грех и прислать милостыню бедствующей Антиохийской Церкви. В июле 1631 года просьбу патриарха рассмотрели в Конгрегации пропаганды веры и в качестве предварительного условия рекомендовали ему принять унию с Римом.
Подобно многим восточным патриархам, Игнатий III обращался с просьбами о финансовой помощи в Москву. 3 мая 1633 года он передал с подьячим Леонтием Лазаревским грамоту царю Михаилу Феодоровичу. Жалуясь на бедность и угнетение "безбожными варварами", патриарх просил не забывать Антиохийский престол и присылать милостыню. Он сообщал, что, по его сведениям, царское жалованье, направляемое Антиохийской Церкви, задерживают в Константинополе. Действительно, в 1620-х годах в Константинополь дважды приезжали русские послы с денежными средствами, предназначенными в т. ч. и для Антиохийского Патриархата. Посольство 1624 года Ивана Кондырева и Тихона Бормосова, не застав в османской столице представителей Антиохийской Церкви, вернуло причитавшуюся ей милостыню в Москву, т. к. не имело полномочий передавать деньги через посредников. В 1628 году посольство Семена Яковлева и Петра Евдокимова привезло значительную сумму для Игнатия III. Характерно, что посольство было отправлено из Москвы в феврале 1628 года, т. е. еще при жизни патриарха Кирилла; следовательно, законным патриархом в Москве считали Игнатия. В ноябре послы передали предназначенную для Антиохийского патриарха милостыню Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису для отправки в Сирию. Более чем вероятно, что он удержал эти средства - Константинопольский патриарх имел все основания рассматривать свержение Кирилла Даббаса как личный вызов и существенное сокращение сферы своего влияния на православном Востоке.
Растущее могущество Фахр ад-Дина вызывало беспокойство Высокой Порты. Добившись перелома в войне с Ираном, османы в 1633 году двинули часть высвободившихся войск против мятежного ливанского эмира, который был захвачен в плен, увезен в Константинополь и там казнен. В разгар этих смут Игнатий III пробирался из Сайды в Бейрут после участия в похоронах Сидонского митр. Марка, своего преемника на этой кафедре. Патриарх ехал верхом, с оружием и был по ошибке убит воинами одной из противоборствующих группировок.
Антиохийский патриарх Макарий III датирует смерть Игнатия III 6141 годом от Сотворения мира (1633 год н.э.), архидиак. Павел Алеппский ошибочно относит ее к 6143 году, Ж. Насралла без ссылок на источники указывает апрель 1634 года.
Патриарх Игнатий III был похоронен в церкви дер. Эш-Шувайфат близ Бейрута.
Литература
- Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 681-682;
- Михаил Брейк, свящ. Аль-Хакаик аль-вафийа фи тарих аль-каниса аль-антакийа. Бейрут, 2006. С. 144-149 (рус. пер.: Михаил Брейк ад-Димашки. Список Антиохийских патриархов // ТКДА. 1874. № 6. С. 432-436).
- Баша К. Мульхак ли сильсиля матарина Сур // аль-Машрик. 1906. Т. 9. С. 622;
- Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 640-641;
- Рустум А. Канисат мадинат Алла Антакия аль-‘узма. Бейрут. 1977. Т. 3. С. 37-43;
- Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 56-62;
- Abdul-Rahim Abu-Husayn. Provincial Leaderships in Syria: 1575-1650. Beyrut, 1985. P. 42-56, 81-127;
- Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: начало диалога // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 210-212.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Игнатий III" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 134-135