Схема колонны |
В колоннах профиль фуста характеризуется утонением, т. е. постоянным сужением к вершине либо от основания, либо от нижней трети высоты фуста. В этом последнем случае нижняя треть либо имеет одинаковую толщину на всем протяжении, либо слегка сужается книзу, в результате чего фуст приобретает веретёнообразную форму и вздутие по бокам (энтазис). В пилястрах и ордерных столбах утонение и энтазис встречаются редко. Энтазис наиболее часто применяется в колоннах дорического ордера.
Поверхность фуста бывает гладкой либо декорированной каннелюрами (иногда не полностью: или нижняя треть, или верхние две трети). Верхний и нижний края фуста в римском варианте ордера оформлены профилями: нижний - в виде полочки, которая здесь называется чимбией, верхний - в виде астрагала.
Форма фуста различается в зависимости от его принадлежности к тому или иному ордеру: более широкие пропорции, часто с выраженным энтазисом, свойственны тосканскому ордеру и дорическому ордеру, более стройные пропорции при отсутствии энтазиса - коринфскому ордеру и композитному ордеру. Тосканские стволы не каннелируются.
Фуст менял свою форму также с течением времени. В классическую эпоху древнегреческой архитектуры он становится более тонким, чем в архаическую, причем энтазис постепенно уменьшается. В эпоху эллинизма устанавливается каноническая форма фуста, переданная Витрувием (1 в. до н. э.) ренессансной Европе.
Использованные материалы
- Фуст // Словарь терминов на сайте «Российская академия художеств»