|
Разновидность ордера в Древней Греции |
Архитектурный ордер (от лат. ordo – порядок) - определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Архитектурный ордер включает несущие (
колонна с
капителью,
базой, иногда с пьедесталом) и несомые (
архитрав,
фриз и
кapниз, в совокупности составляющие
антаблемент) части. Несмотря на существование разновидностей колонны в
древне-египетском и
минойском зодчестве, ордерная система, объединяющая тип колонны с определённым решением антаблемента, сложилась только в
Древней Греции в VII-VI вв. до н. э., где применялась в строительстве храмов и других сооружений. Первые упоминания архитектурного ордера в источниках относятся к 5 в. до н. э. (трагедия Еврипида «Орест»); типы ордеров подробно описываются в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я пол. I в. до н. э.), но как цельная система архитектурный ордер воспринимался только начиная с эпохи
Возрождения, что отразилось в архитектурных трактатах Л. Б. Альберти, А. Палладио, Дж. да Виньолы в Италии, Ф. Делорма во Франции и др.
|
Ордер в Древнем Риме |
Основные архитектурные ордера получили названия от греческих племён и областей:
дорический ордер,
ионический ордер,
коринфский ордер. Членение архитектурного ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных архитектурных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордерные принципы помогли создать тектонически ясный архитектурный образ, выработать соразмерные человеку архитектурные масштабы. Возможности различного (иногда даже условного) применения архитектурного ордера для характеристики других архитектонических систем (напр., стены) во многом обусловливают индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение архитектурного ордера в более поздние исторические эпохи (в архитектуре
Древнего Рима, Возрождения,
барокко,
классицизма).
В Древнем Риме возникли разновидность дорического ордера – тосканский ордер, коринфского и ионического – композитный ордер. В древне-римскую эпоху и позднее получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр; применялись также архитектурный ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (ордерными аркадами). Мало использовавшийся в средние века архитектурный ордер вызвал большой интерес архитекторов Ренессанса; античная трактовка архитектурного ордера возродилась в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти в XV в. Сравнительно свободное употребление архитектурного ордера в XV в. сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре ордерные формы широко используются с XVIII в. В XX-XXI вв. архитектурный ордер характерен для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.
Использованные материалы
- Ордер архитектурный // Большая российская энциклопедия. Том 24. Москва, 2014, стр. 369
- Ордер // Проект "Храмы России" по книге Плужников В. И. "Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий." М., 1995