![]() |
Акротерии в виде статуй апостолов на углах восточного фронтона Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга |
Появилось не позднее VII века до н. э. в Греции. Первоначально делалось из терракоты, с VI века до н. э. также из мрамора, реже из бронзы (например, согласно Павсанию, на храме Зевса в Олимпии). Излюбленными изобразительными мотивами древнегреческих акротериев были, помимо растительных (розетты, акант, пальметты), маргинальные мифологические персонажи: амазонки, нереиды; демонические существа, преимущественно крылатые: грифоны, сфинксы, горгоны, Пегас. Центральные акротерии нередко представляли сцены из мифов: поединки (Беллерофонт на Пегасе, поражающий Химеру, в акротерии храма Афины Ники на Афинском акрополе, вторая половина V века до н. э.), а также похищения, чаще всего связанные с вознесением на небо (терракотовая группа «Похищение Ганимеда», 480–470 до н. э., Олимпия, Музей). В древнеримских акротериях господствующими мотивами стали растительные. Для Ренессанса, барокко и классицизма характерны акротерии в виде стоящих статуарных фигур.
Использованные материалы
- Акротерий // Большая российская энциклопедия. Том 1. Москва, 2005, стр. 350
- Акротерий // Проект "Храмы России" по книге: Плужников В. И. "Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий"._ М., 1995