КАЛЯЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Макариев Калязинский Троицкий монастырь. Фотография нач. XX века
Макариев Калязинский Троицкий монастырь. Фотография нач. XX века
Калязинский Макариев Троицкий мужской монастырь (закрыт в 1920, затоплен в 1940-м)

Монастырь основан около 1434 года прп. Макарием Калязинским, пострижеником Клобукова монастыря. По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с семью старцами покинул городскую обитель, чтобы "обрести место угодно к безмолвию", и остановился недалеко от Кашина, "промежь двух езер водою акы стенами отражено". Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и церковь во имя Св. Троицы.

Прп. Макарий основал монастырь "во своих местех" и "отчину свою, вси села, приложил тому монастырю". Но смирения ради" назвал монастырь не "своим именем, но нарече его Калязин" [1]. Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его "изжденет" и землю его к "своей пустыни присовкупит". Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители [2].

Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей "благородного рода", в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания [3].

Семь старцев, с которыми пришел прп. Макарий, были "совершенны... иноческым житием". Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена "из других мест". Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по "приданному закону". В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок "не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям". Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал другого игумена, который начал "тем же обычаем жити". Когда прп. Макарий и его "отстави от игуменства", епископ стал убеждать подвижника "приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его,- Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници,- едва увещаша его приятии священьство" [4]. Прп. Макарий был поставлен во игумена, видимо, Тверским архиеп. Илией к 1444 году. Возможно, намек на описанные события содержится в тексте Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого. Упоминая о семи монахах, пришедших с прп. Макарием, прп. Иосиф отметил, что "они же всех просвещающе и на полезная учаху, и иже в добродетелех живущих подтвръжаху, а иже в безчиньство уклонивьшихся, таковым възбраняюще и запрещающе и не попущающе своим волям последовати". Старец Митрофан (Бывальцев), проживший 9 лет на Афоне, оказавшись в Колязинском монастыре, признал, что "всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже в Святую гору, мимо Колязиньской монастырь: мощно бо есть в нем живущим спастися, въ всем бо подобно творится зде киновиам, иже въ Святей горе сущим" [5]. В Калязинском монастыре побывал и получил благословение прп. Макария путешественник Афанасий Никитин.

Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1900 года
Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1900 года
Основатель монастыря не уклонялся ни от тяжелой, ни от грязной работы, ходил в простой одежде, радовался, когда его принимали за одного из "убогих". В 1483 году он был погребен в обители [6]. 26 мая 1521 года при копании рвов для строительства Троицкого собора были обретены нетленные мощи прп. Макария, на Соборе 1547 года он причислен к лику общерусских святых.

В XV веке монастырю покровительствовали Тверские великие князья Борис Александрович и Иван Борисович. После присоединения в 1485 году Тверского княжества к Москве территория обители вошла в состав Дмитровского уезда кн. Юрия Ивановича, брата вел. кн. Московского Василия III Иоанновича. В 1544 и 1553 годах монастырь посещал царь Иоанн IV Грозный, в 1599 году - царь Борис Годунов с семьей, просивший благословение на предполагавшийся брак дочери.

С августа по октябрь 1609 года, во время польско-шведской интервенции, в монастыре располагалась ставка воеводы М. В. Скопина-Шуйского, 28 августа того же года разбившего на р. Жабне (правом притоке Волги, в устье, напротив монастыря) польско-литовского войска под предводительством Я. П. Сапеги и А. Зборовского. 2 мая 1610 года, после осады, монастырь был захвачен отрядом Лисовского, 68 защитников обители во главе с игум. Левкием и воеводой Д. Жеребцовым, укрывавшихся в трапезной, были сожжены заживо, рака прп. Макария рассечена и увезена. При этом войска Лисовского и казаки А. З. Просовецкого всю "казну монастырскую поимаша и монастырь выжгоша" [7].

В 1619 году монастырь посетил царь Михаил Феодорович, в 1635 году - его отец патриарх Московский Филарет. В 1654 году, во время "моровой язвы", монастырь стал резиденцией семьи царя Алексея Михайловича и патриарха Московского и всея Руси Никона. В 1655 году жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для монастыря архимандритию.

Фактически обитель стала местом пребывания высшей власти. Но в последней четверти XVII века обстановка в монастыре дала повод для создания одного из лучших памятников литературной сатиры на быт черного духовенства - "Калязинской челобитной"; монастырь был местом заключения государственных преступников. В конце XVII века в обитель совершал потешные походы из с. Преображенского юный Петр I Алексеевич, в 1767 году монастырь посетила и сделала денежный вклад в обитель имп. Екатерина II Алексеевна. В 1837 году в монастыре побывал цесаревич Александр Николаевич во время путешествия по Волге.

В 1764 году при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии монастырей. В 1776 году монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII веке по штату в монастыре было положено 58 чел., в XIX веке - 33, но в 1894 году в монастыре проживало 26 человек.

Архитектурный комплекс

Каменное строительство в монастыре началось в 1520-х годах. В 1521 году вместо деревянного храма построен и в июне 1523 года Тверским еп. Акакием освящен пятиглавый каменный Троицкий собор на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя [8]. В 1525-1530 годах была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды которого поддерживал свод в центре. К 1530 году на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба.

В 1610 году монастырь был разорен, с 1633 года по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории монастыря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впоследствии крупнейший русский зодчий. В 1636 году между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 году были сооружены два двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи.

Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 годах. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В пятиглавом соборе имелись два престола: теплый южный в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 года; новый - 1812 года) и северный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 года). В 1654 году собор был расписан артелью "кормовых государевых живописцев" во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 годах в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов. В конце XIX века фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

В каменной церкви во имя св. князей Бориса и Глеба, возведенной в 1525-1530 годах, имелись два придела: правый во имя св. князей Бориса и Глеба и левый во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, а также трапезная и службы. В 1830 году в перестроенном храме приделы были переименованы: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери и левый - в честь Сретения Господня. В храме стоял иконостас 1749 года. С южной стороны церкви находились библиотека и архив, под церковью - книжная лавка, просфорная, "провизные" палатки, два подвала. Трапезная, построенная в 1525-1530 годах вместе с Борисоглебской церковью "трапезных дел мастером" Г. Борисовым, имела центральное отопление. В 1633 году она была перестроена зодчим Мокеевым.

На св. вратах располагалась каменная холодная церковь во имя прп. Макария, устроенная в 1617 году на средства кашинского купца Широкого-Машкина,- одно из первых каменных зданий, возведенных после Смутного времени. Церковь возобновлялась и, вероятно, перестраивалась в 1667, 1750 и 1808 годах. С юго-западной стороны к ней примыкал трехэтажный каменный корпус с кладовой и архивом.

В 1655 году на царские вклады была устроена каменная холодная церковь прп. Алексия, человека Божия, с теплым левым приделом ап. Иоанна Богослова (1671). К храму примыкали каменные больничные кельи, а в 1889 году над ними надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 году при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 годах в приделе устроены резные царские врата и резной вызолоченный червонным золотом иконостас.

Каменное строительство продолжилось в середине XVIII века. После бури 1850 года, повредившей Макариевскую церковь, над ее первоначальным объемом возвели два восьмерика. В 1752 году в монастыре были построены двухэтажный настоятельский и двухэтажный наместнический корпуса.

В 1884 году на монастырские средства по проекту архит. В. И. Кузьмина была возведена теплая каменная церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с подвальным этажом. Правый придел был освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, левый - во имя свт. Арсения, еп. Тверского, и мучеников Бориса и Глеба. Церковь отапливалась духовой печью, устроенной в подвале. В 1818-1822 годах в монастыре была возведена каменная колокольня в стиле зрелого классицизма (ок. 62 м). Всего в монастыре насчитывалось колоколов: в 1853 году - 14, в 1867 году - 13, в 1894 году - 12. Самый большой колокол весил 1038 пудов.

К началу XX века в монастыре располагался новый двухэтажный каменный настоятельский корпус, южный, главная часть которого построена в 1752 году, северная - в 1840 году. В западной части обители находился каменный наместнический корпус (1752-1753), в южной - двухэтажный братский корпус (1641) с кухней, трапезной и кладовой. В 1776-1786 годах в братском корпусе располагались присутственные места г. Калязина. В документах 1753 года упоминаются братские кельи на северо-западной и восточной сторонах. В 1839-1840 годах были разобраны две каменные поварни (упом. в 1753). В XVIII веке был разобран "Петровский дворец", построенный для приема царя Петра I.

До 1610 года монастырь был обнесен деревянными стенами. В 1644-1648 годах отцом и сыном Шарутиными построена ограда с девятью (в конце XIX века - шестью) башнями длиной 730 м, высотой 8, толщиной 2,5 м. За оградой на южной стороне стоял древний каменный корпус с квасоварней и кладовой. С сев. стороны к ограде пристроен конный двор.

В двух верстах к северу от монастыря, в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 года в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием монастыря), а также двухэтажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей которого располагались Рождественское мужское и Макариевское женское училища. В 1900 году при монастыре открылась церковноприходская школа для девочек.

Святыни, библиотека, некрополь

К началу XX века мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), которая к 2016 году находится в тверском соборе Св. Троицы ("Белая Троица"). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: "Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится" [9]. В монастыре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 года с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с римского образа.

В XIX в. в ризнице хранились предметы, связанные с прп. Макарием Калязинским, а также напрестольный кипарисовый крест - дар 1812 года потомка прп. Макария Я. Н. Кожина (по преданию, из кельи преподобного). Здесь же хранились кипарисовый крест (1632), обложенный серебром, серебряный чеканный крест (1684), серебряные сосуды, подаренные митр. Сарским Серапионом (Сысоевым), серебряные дарохранительница (1664) и кадило (1686), атласная палица (1664), вызолоченная серебряная панагия с 45 частицами мощей святых. В Макариевской церкви хранились части дубового гроба прп. Макария и деревянный крест, воздвигнутый, по одному преданию, на месте основания Калязинского монастыря, по другому - на его могиле.

В монастыре располагалась книгописная мастерская. В конце XIX века в библиотеке хранилось около тысячи книг.

В Троицком соборе были похоронены: постриженик монастыря свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский и Подонский (+ 1652), Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский и Ростовский, архимандриты Гедеон (Замыцкий), Феофан (Александров), Иосиф (Воинов). Близ Троицкого собора погребали родственников прп. Макария. Фамильные надгробия Кожиных сохранились.

Особенности богослужений

В середине XIX века в монастыре за богослужением звучало столповое пение. До 1610 года ежегодно совершался крестный ход в с. Кожино Кашинского уезда, на родину прп. Макария, для поминовения его родителей. По грамоте патриарха Филарета (Романова) в 1632 году этот обычай был восстановлен, но позднее забыт. В первой половине XIX века он возобновился, 1 июня ежегодно служили панихиду в с. Кожине. Ежегодно 26 мая после малой вечерни мощи преподобного выносили на середину Троицкого собора, перед гробницей пели величание при открытых царских вратах, и молящиеся прикладывались к мощам. На следующий день совершался крестный ход с мощами от церквей Калязина к монастырю. В обители с особой торжественностью 16 ноября праздновали день памяти ап. Матфея, т. к. прп. Макарий в миру имел имя Матфей.

Закрытие и уничтожение монастыря

В 1920 году монастырь был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 годах в монастыре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 годах часть зданий монастыря занимал дом отдыха московского "Электрозавода" им. В. В. Куйбышева. В 1930-40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и монастырь. С 1937 года проводилась фиксация монастыря, составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески.

В 1939-1940 годах в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с декабря 1939 по сентябрь 1940 года. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 году изготовили модель "Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII веков". В 1930-х  были снесены все постройки монастыря. В конце 1940 года каскад плотин был введен в строй.

Библиотека и ризница монастыря, некоторые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Некоторые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

После уничтожения монастыря мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 году были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы ("Белая Троица"). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения монастыря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 году с территории бывшего городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 году был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 году решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 годах в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории монастыря.

Настоятели

Литература

  • РГАДА. Ф. 1193;
  • РГБ. Ф. 304. Троиц. № 692;
  • Никольский И. Ф. Калязин мон-рь: Ист. очерк, 20 окт. 1940 // ГНИМА. Отд. хранения архит. архивов. Ф. 52 (архив А. М. Харламовой). Оп. 1. Д. 27. КПоф-4804/27;
  • Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота: Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 499-615;
  • Иванов И. А. Описи древним грамотам и др. док-там, хранящимся в архиве первокл. Колязина мон-ря. Тверь, 1891;
  • он же. "Кормовая книга" Колязина мон-ря. Тверь, 1892;
  • Волоколамский патерик. Серг. П., [1915]. С. 13-15;
  • АСЭИ. 1964. Т. 3;
  • Антонов А. В. Вотчинные архивы кашинских и угличских мон-рей и церквей XV - нач. XVII в. // РД. 1998. Вып. 3. С. 159-198;
  • Венчание с Россией: Переписка вел. кн. Александра Николаевича с имп. Николаем I, 1837 г. / Cост.: Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1999. С. 33-34;
  • Житие Макария Калязинского по Успенскому списку ВМЧ // БЛДР. 2003. Т. 12. С. 120-133, 553-556;
  • Гадалова Г. С. Пространная редакция Жития прп. Макария Калязинского: Публ. текста по спискам рукописей XVI и XVII вв. // Древняя Тверь - реальная и книжная: Сб. ст. и публикаций / Сост.: М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 12-36;
  • Акты Троицкого Калязина мон-ря XVI в. М.; СПб., 2007;
  • Житие Макария Калязинского: Древнерус. текст и пер.: [Рукоп. список из колл. РГБ]. М., 2008;
  • Сказание об обретении мощей прп. Макария Калязинского: Исслед. и тексты // Рус. агиография: Исслед., материалы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 43-75;
  • Описание Троицкаго Колязина мон-ря. Тверь, 1853;
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1857. Т. 4. С. 59;
  • Лебедев А. Н. Описание Троицкаго Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867;
  • Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин первокл. муж. мон-рь. Калязин, 1897. Тверь, 2002;
  • Иванов И. А. Лицевая рукописная псалтырь Калязина мон-ря. Тверь, 1900;
  • Цапенко М. П. Архитектура и фрески б. Макарьевского мон-ря в Калязине // Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 165-172;
  • Веселовский С. Б. Очерк образования земельных владений Макарьева Калязина мон-ря // Он же. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М., 1978. С. 146-149;
  • Пономарёва И. Г. Акты Троицкого Макарьева Калязина мон-ря XV-XVI вв. как источник по истории его вотчины // ВМУ: Ист. 1986. № 3. С. 82-88;
  • она же. О возможной ист. основе сюжета "Калязинской челобитной" // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 269-275;
  • она же. О хронологии ранних калязинских актов // АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 243-245;
  • она же. Прп. Макарий Калязинский // Ист. вестн. 2001. № 1(12). С. 64-79;
  • Удальцова А. Л., Харламова А. М. Трапезная Макарьевского мон-ря в Калязине // Архит. наследство. 1986. Т. 34. С. 230-237;
  • Города Тверской обл.: Ист.-архит. очерки (XI - нач. XX вв.). СПб., 2000. Вып. 1;
  • Кубарев А. Г. Калязинские храмы: Краткий ист. очерк. М., 2001;
  • Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого // ДРВМ. 2002. № 3(9). С. 43-53;
  • она же. "Устроенная добрым мастерством": История почитания прп. Макария Калязинского и создания раки для его мощей // Тверские вед. 2012. № 24. С. 21;
  • Леонтьев Я. В. Калязинская хрестоматия. М., 2002;
  • СПАМИР: Тверская обл. 2002. Ч. 1. С. 27-31; 2015. Ч. 4. С. 142-147, 154, 162-163;
  • Белюстин И. С. Записка о г. Калязине // Забытые страницы истории. Калязин, 2006. Кн. 2. С. 16-23;
  • Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у. // Там же. 2008. Кн. 3;
  • Cоколов Ю. И. Династии штатных служителей Калязина мон-ря, 1764-1861 гг. М., 2010;
  • Прп. Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской: Сб. докл. I Макарьевских Калязинских чт. Калязин; Тверь, 2014.

Использованные материалы

  • И. Г. Пономарёва, С. В. Гусева. "Макариев Калязинский во имя Святой Троицы мужской монастырь" // Православная энциклопедия, т. 42, с. 341-347



[1]  Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14

[2]  Житие. 2008. С. 52

[3]  Житие. 2008. С. С. 53-54

[4]  Волоколамский патерик. 1915. С. 14-15

[5]  Иосиф Волоцкий. 1868. Стб. 558-559

[6]  Житие. 2003. С. 554; Житие. 2008. С. 68

[7]  ПСРЛ. Т. 14. С. 102

[8]  ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519

[9]  Описание. 1853. С. 44

Редакция текста от: 29.11.2020 17:06:06

"КАЛЯЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google