Иоанн II (до 356 - 417), архиепископ Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров, святитель
Родился незадолго до 356 года, т. к., согласно сведениям блж. Иеронима Стридонского, Иоанн был хиротонисан во епископа в возрасте чуть более 30 лет [2]. Он имел обширные познания в философии, был красноречивым оратором, его сравнивали с Демосфеном, Хрисиппом и Платоном [3]. B молодости Иоанн некоторое время подвизался в монастырях Египта. Вероятно, там познакомился с Исидором, одним из "Долгих братьев", и с Руфином Аквилейским, который посещал Египет в начале 380-х годов. После того как в 370-х годах церковная власть в Египте временно перешла к арианскому архиеп. Лукию, Иоанн вместе со многими православными монахами переселился в Палестину. На Иерусалимском престоле Иоанн cтал преемником свт. Кирилла [4]. Кафедра Иерусалима в то время еще формально подчинялась митрополии Кесарии Палестинской, которую возглавлял племянник свт. Кирилла митр. Геласий. Видимо, избрание Иоанна не могло состояться без его ведения и инициативы.
Согласно сохранившимся источникам, одним из наиболее известных направлений деятельности епископа Иоанна стали его взаимоотношения с колонией латинских паломников и монастырей в Палестине. С 378 года Руфин Аквилейский проживал на Елеонской горе; в 386 году блж. Иероним и святые Павла и Евстохия основали монастырь в Вифлееме. Блж. Иероним пишет, что в первые годы епископства Иоанн доброжелательно относился к его монастырю [5], возможно, под влиянием Руфина. В 390 году Иоанн рукоположил Руфина во пресвитера. В это же время в Палестине жил выходец из Испании Идаций (позднее епископ Акв Флавиевых в пров. Галлеция). В 392 году Иоанн рукоположил во пресвитера свт. Порфирия Газского и назначил его ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) в храме Гроба Господня.
В 393 году в Палестине впервые начались споры о богословских взглядах Оригена. В провинцию прибыл некий Атарбий, вероятно сторонник свт. Епифания Кипрского. Он распространял среди монахов вероисповедание, содержащее осуждение Оригена и его учения. Блж. Иероним принял эту точку зрения, Руфин отверг, реакция архиеп. Иоанна неизвестна. Скорее всего он сочувствовал позиции Руфина, в действиях Атарбия и Иеронима не было посягательства на его статус. Из-за проповеди Атарбия произошел разрыв между Иеронимом и Руфином [6]. 13 сентября 393 года в храме Гроба Господня прибывший в Палестину Епифаний произнес проповедь, в которой критиковал Оригена и его учение. Архиеп. Иоанн ответил трактатом против антропоморфизма, но в защиту Оригена [7]. Епифаний соглашался с осуждением антропоморфизма, а в обнародованном исповедании веры Иоанна также не нашел ничего предосудительного. Противоречия не вышли за рамки богословской дискуссии.
Столкновение Иоанна и Епифания произошло в начале 394 года, когда Епифаний в Вифлееме рукоположил во пресвитера Павлиниана, брата блж. Иеронима, без ведома Иоанна, в чьей юрисдикции находился Павлиниан. Рукоположение не было признано архиеп. Иоанном каноническим, тем более что Иоанн ранее уже отказался его рукополагать. Епифаний обратился к Иоанну письменно, объяснил свои действия и вновь призвал осудить Оригена, обвиняя в ереси Руфина (послание сохранилось в лат. пер. Иеронима). Желая известить о действиях Епифания западных иерархов, Иероним перевел это послание на латынь, что вызвало еще большее раздражение Иоанна. Не получив ответа от Иоанна, Епифаний призвал палестинский клир и монахов разорвать с ним общение. С этого момента Епифаний стал считать Иоанна скрытым оригенистом. Иоанн в свою очередь принял меры, ущемлявшие положение монахов, которые были согласны с действиями Епифания: запретил вход в вифлеемскую базилику Рождества Христова латинским монахам, признававшим рукоположение Павлиниана, просил префекта претория Востока воздействовать на эту группу, если возможно, изгнать Иеронима из Палестины. Иоанн также постарался заручиться поддержкой архиеп. Феофила Александрийского, направив ему свое исповедание веры, которое уже было им одобрено. Административные меры против группы Иеронима приняты не были, вероятно из-за правительственных кризисов в Византии в 395 году, которые временно парализовали работу гос. аппарата.
В конце 396 года Иероним Стридонский опубликовал соч. "Против Иоанна Иерусалимского", в котором выдвинул против Иоанна обвинения вероучительного характера, упрекая его в нейтральном отношении к Оригену, к вопросу о телесном воскресении, и даже обвинил Иоанна в скрытом сочувствии арианству. Последнее обвинение можно считать лишь риторическим, но в отношении оригенизма Иероним был отчасти прав, т. к. Иоанн избегал и открытого осуждения оригенизма, и определенных высказываний на эту тему. В конце 396 - начале 397 года Иероним обратился к Феофилу Александрийскому. На Пасху 397 года в храме Гроба Господня состоялось примирение Руфина с Иеронимом; вскоре Руфин уехал на Запад. Этот акт косвенно означал также примирение Иеронима с Иоанном.
В 399 году архиеп. Феофил I Александрийский провозгласил запрет оригенизма. Из Нитрии и других египетских монастырей были изгнаны все подозреваемые в симпатиях к ереси, в т. ч. "Долгие братья", которые на пути в Константинополь, в Иерусалиме, были приняты Иоанном. В сентябре 400 года в Иерусалиме состоялся Собор палестинских епископов во главе с Иоанном Собор заверил архиеп. Феофила в том, что в Палестине оригенизма нет. В этот же период Иоанн, обеспокоенный неоднозначным отношением на Западе к Руфину, который подчеркивал, что его вера находится в согласии с исповеданием Иоанна [8], обратился к Римскому папе Анастасию. Сохранился ответ Анастасия (нач. 401), в котором папа не сомневается в православии Иоанна, отмечает его пастырские заботы [9]. Папа заявляет, что не находит ничего предосудительного в переводах Руфина, если тот не разделяет еретических мыслей Оригена. В действительности осуждение папой оригенизма как учения не затронуло личности Руфина. Т. о., от Иоанна на Западе были отведены всякие подозрения. Впоследствии Иоанн примирился и с Иеронимом и в 404 году участвовал в погребении св. Павлы в Вифлееме.
К Иоанну II обращено одно из посланий свт. Иоанна Златоуста, написанное в изгнании в конце 404 или в 405 году. Свт. Иоанн просит Иоанна Иерусалимского выступить за возвращение его из ссылки [10]. Т. о., Иоанн II был сторонником Иоанна Златоуста, однако о каких-либо его действиях в поддержку Златоуста неизвестно. В 406 году Римский папа Иннокентий I продолжал общение с Иерусалимской кафедрой, в то время как из-за низложения свт. Иоанна Златоуста общение Рима с Константинопольским, Александрийским и Антиохийским престолами было прервано. Иоанн находился в общении со святителем до смерти последнего.
Второе столкновение архиеп. Иоанна с западными монахами произошло в связи с проповедью Пелагия, который прибыл в Палестину из Африки в 412 году. Он был благосклонно принят Иоанном, но в это же время Карфагенский Собор осудил взгляды ученика Пелагия Целестия. В середине 415 года из Африки в Палестину прибыл Павел Орозий с поручением от блж. Августина для Иеронима. Извещенный о контактах Пелагия с Иоанном, Орозий выступил против Пелагия. 28 июля 415 года в Иерусалиме состоялось собрание пресвитеров (приближенных к престолу лиц), на которое Иоанн призвал Орозия для объяснений, в чем именно он обвиняет Пелагия. Он также приказал Пелагию подать свое исповедание веры. Орозий не мог исчерпывающе ответить, он лишь ссылался на авторитет Августина. В исповедании Пелагия собрание не нашло ничего еретического. Тем не менее, поскольку речь шла о лице, уже осужденном на Западе, Иоанн принял совет Орозия обратиться за решением к папе Иннокентию I. При этом Иоанн обязал и Орозия, и Пелагия прекратить проповедь [11].
В это же время против Пелагия выступили епископы из Галлии Ерот Арелатский и Лазарь из Акв Секстиевых, которые, будучи изгнаны с кафедр, с 411/12 года жили в Палестине. В декабре 415 года состоялся Собор палестинских епископов в Диосполе под председательством Иоанн, где вновь обсуждался вопрос о Пелагии. Ерот и Лазарь были обвинителями Пелагия. Иоанн, разобравшись в сути спора, заявил, что если Пелагий считает, что без Божественной благодати можно достичь духовного совершенства, то он не может согласиться с ним. В речи против Пелагия Иоанн привел цитаты из Посланий св. ап. Павла и Псалтири в пользу Божественной благодати (1 Кор 15, 10; Рим 9, 16, Пс 126, 1). Пелагий ответил, что его вера является такой же, и произнес анафему тем, кто утверждали, что без Божественной благодати можно достичь добродетели. Собор допросил Пелагия, который осудил все, что осуждает Церковь, и признал его достойным церковного общения [12]. Блж. Иероним известил об этом блж. Августина и еп. Алипия Тагастского, причем высмеивал все, что произошло в Диосполе [13].
В 416 году Августин обратился к Иоанну с просьбой переслать ему акты Диоспольского Собора. Он предупреждал Иоанна, что Пелагий может его обманывать, что его устное исповедание не согласуется с тем, о чем он писал в сочинениях. Блж. Августин послал Иоанну сочинение Пелагия "О природе" и свое опровержение "О природе и благодати" [14]. Получив от Иоанна акты Собора, Августин написал трактат "О деяниях Пелагия". Поведение Иоанна на Соборе он считал заслуживающим одобрения, т. к. Пелагий не высказывал ничего еретического. Однако Иоанн и проч. участники Собора, по мнению блж. Августина, были введены Пелагием в заблуждение, и его истинные воззрения отличаются от изложенного им Иоанну. В значительной мере из-за незнания латыни палестинские епископы совершили ряд ошибок; опрашивая Пелагия, не смогли добиться от него признания [15].
Сторонники Пелагия, предполагая, что новые обвинения по адресу их учителя со стороны блж. Августина связаны с влиянием Иеронима, осенью 416 года устроили погром монастыря Иеронима в Вифлееме, во время которого был убит диакон. Узнав об этом, папа Иннокентий отправил Иоанну послание, в котором в жесткой форме упрекал его в неспособности управлять Церковью и соблюсти ее в мире. Папа требовал от Иоанна возмещения ущерба вифлеемским монахам [16]. Неизвестно, получил ли Иоанн это послание, он скончался 10 января 417 года в Иерусалиме.
Благодаря многочисленным пожертвованиям, открытию священных исторических реликвий и притоку паломников, Иерусалимская Церковь при Иоанне II имела большие материальные средства, вела активное строительство. Традиционно считается, что при нем была заново отстроена Сионская базилика в Иерусалиме на месте Тайной вечери и Успения Пресв. Богородицы. В декабре 415 года в Кафар-Гамале были обретены мощи св. архидиак. Стефана, которые Иоанн перенес в диаконник построенной им Сионской базилики [17].
Архиеп. Иоанна в некоторых церковных кругах считали стяжателем. Так, блж. Иероним обвинял его в любви к роскоши [18], хотя, возможно, средства, которыми он мог располагать, поступали в распоряжение Иерусалимского престола и ему не принадлежали.
Почитание
В грузинском календаре (X в. [19]), который отражает древнюю традицию иерусалимского богослужения, указаны даты памяти Иоанна 19 марта ("епископа Иоанна") без определений и 29 марта вместе с памятью свт. Модеста, патриарха Иерусалимского (VII в.). Армянский Синаксарь Тер-Исраэля дает под 11 аратца (20 марта) точное указание, что речь идет именно об Иоанне II [20]. Упоминание 29 марта в грузинском календаре, видимо, закрепляет дату празднования, приходившегося на пятницу в канун Недели ваий [21]. Соединение памяти Иоанна с памятью свт. Модеста объясняется тем, что при Иоанне Сионская базилика была построена, при свт. Модесте восстановлена после персидского нашествия 614 года [22]. В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) память Иоанна значится также под 29 марта или под 26, 30, 31 марта [23]. В копто-арабском Александрийском Cинаксаре (XIII-XIV вв.) память Иоанна приходится на 13 бауна (7 июня).
В Синаксаре сказание об Иоанне, вероятно, отражает отношение к нему представителей партии свт. Епифания Кипрского. В сказании повествуется о том, что Иоанн подвизался вместе с Епифанием в монастыре прп. Илариона Великого в Палестине. Став Иерусалимским епископом, Иоанн был одержим диавольским искушением и поддался сребролюбию, собрал огромное количество золотых и серебряных сосудов. Епифаний, узнав о страсти друга, прибыл в Иерусалим и увидел роскошь, в которой жил Иоанн. После трапезы Епифаний попросил Иоанн одолжить ему один из сосудов, и тот согласился. Епифаний продал сосуд и раздал деньги нищим. Иоанн стал требовать сосуд обратно, а когда они были в храме Рождества Христова в Вифлееме, заявил, что не позволит Епифанию уехать, пока тот не вернет сосуд. Внезапно ослепший Иоанн был исцелен по молитве Епифания, который наставил его впредь не поддаваться проискам диавола. Иоанн прожил много лет и оставил по себе память как о благодетеле и защитнике нищих и больных [24].
Сочинения
Сочинения Иоанна сохранились фрагментарно. Среди них - Послание к архиеп. Феофилу Александрийскому (395), или "Апология против обвинений в симпатиях к оригенизму" в лат. переводе, в составе соч. "Против Иоанна Иерусалимского" блж. Иеронима. В "Апологии..." Иоанн восхищается талантом Оригена, но не разделяет его неправославные мысли по вопросам веры. В сирийской компиляции "Книга против нечестивого Халкидонского Собора", приписанной Тимофею II Элуру, содержатся фрагменты исповедания веры Иоанна, которое написано, вероятно, в период проведения Диоспольского Собора (415) и посвящено пелагианскому вопросу. Приводя цитаты из Священного Писания, Иоанн утверждает принцип свободы воли, настаивая при этом на необходимости Божественной благодати в деле спасения, т. к. по своей природе человек не может не грешить, и только Божественная поддержка дает ему способность подвизаться в добродетелях. Это исповедание Иоанна известно также по цитатам в произведениях Севира Антиохийского; некоторые фрагменты сохранились и на греческом [25].
Ф. Ж. Леруа восстановил под именем Иоанна пять гомилий в составе корпуса сочинений Псевдо-Иоанна Златоуста. Из них первая, "Против иудеев, язычников и еретиков" [26], посвящена экзегезе евангельской истории о браке в Кане Галилейской (Ин 2. 2). Гомилия содержит также наставления о том, что мирские дела не должны становиться препятствием для дел благочестия, доказательства Божественности Христа, аргументы против арианства. Вторая гомилия, "О Честном и Животворящем Кресте" [27], - огласительное поучение, в котором рассматривается тема первородного греха и божественного домостроительства спасения. Третья, "О значении: "по нашему подобию" [28], - толкование слов Быт 1. 26 о сотворении человека по образу и подобию Бога, о наделении его властью над всем тем, что сотворил Он на земле. Сотворение человека согласно подобию Божию обязывает людей в меру их сил стремиться к подражанию божественным добродетелям. Четвертая, "На моление о чаше" [29], произнесенная в Великий четверг, - полемика с Арием и Евномием, считавшими моление о чаше признаком несовершенного Божества во Христе. Опровергая это мнение, Иоанн прибегает к идее Божественной икономии и доказывает полное согласие воли Отца и желания Христа. Пятая гомилия, "На Богоявление" [30], посвящена полемике с арианами, содержит множество риторических диалогов и монологов, толкование событий Крещения, искушения Спасителя в пустыне, Крестной смерти и Сошествия во ад. Как и в предыдущих гомилиях, автор уделяет много внимания идее домостроительства спасения. Характер повествования во второй и четвертой гомилиях указывает на их иерусалимское происхождение. Иоанну II, возможно, принадлежат приписываемая свт. Иоанну Златоусту гомилия "Об ангелах", известная только в грузинском переводе, сохранившийся на армянском языке панегирик "О господстве святой Церкви" [31]. В канонических сборниках Армянской Апостольской Церкви Иоанну приписывается ряд постановлений об одновременном праздновании Рождества, Богоявления и Крещения.
В 1942 году В. Ж. Сваан выдвинул гипотезу, что Иоанну II принадлежит пять поучений, присоединяемых в рукописях к 18 огласительным поучениям свт. Кирилла Иерусалимского и фигурирующих обычно под его именем. Однако впоследствии [32] не появилось аргументов, позволяющих определить авторство свт. Кирилла или Иоанна. Традиционная атрибуция пяти поучений свт. Кириллу сохраняется [33].
Литература
- Hieron. Contr. Ioan. Hieros.; idem. Adv. Rufin.; idem. Ep. 51, 81, 82, 137, 143 // PL. 22. Col. 517-527, 735-743, 1163-1164, 1181-1182;
- Aug. De gest. Pelag.;
- Rufin. Apol. in Hieron. I 13, 16 // PL. 21. Col. 549-554;
- Oros. Apol. 3-6 // PL. 31. Col. 1176-1178;
- Ioan. Chrysost. Ep. 88 // PG. 52. Col. 654-655;
- Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; IX 16-17;
- Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38.
- Papebroch D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis sanctae Hierosolymitanae Ecclesiae // ActaSS. Mai. T. 3. P. XIX-XXI;
- Caspari C. P. Ein Glaubensbekenntniss des Bischofs Johannes von Jerusalem (386-417) in syrischer Übersetzung aus einer nitrischen Handschrift des British Museum // Idem. Ungedruckte, unbeachtete und wenig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und des Glaubensregels. Christiania, 1866. Bd. 1. S. 161-212;
- Brochet J. Saint Jérôme et ses ennemis: Étude sur la querelle de S. Jérôme avec Rufin d'Aquilée et sur l'ensemble de son oeuvre polémique. P., 1905;
- Marc le Diacre. Vie de Porphyre évêque de Gaza / Éd., trad., comment. H. Grégoire, M.-A. Kugener. P., 1930. P. LXXIV-LXXIX;
- Swaans W. J. A propos des "Catéchèses mystagogiques" attribuées à S. Cyrille de Jérusalem // Le Muséon. 1942. Vol. 55. P. 1-43;
- Guillaumont A. Les "Képhalaia gnostica" d'Évagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962;
- Sauget J.-M. Giovanni II, vescovo di Gerusalemme // BiblSS. Vol. 6. Col. 931-934;
- Duval Y.-M. Sur les insinuations de Jérôme contre Jean de Jérusalem: De l'arianisme à l'origénisme // RHE. 1970. Vol. 65. P. 353-374;
- Leroy F.-J. Pseudo-chrysostomica: Jean de Jérusalem: Vers une résurrection littéraire? // StPatr. 1970. Bd. 10. S. 131-136;
- Piédagnel A. Les Catéchèses mystagogiques de S. Cyrille de Jérusalem: Inventaire de la tradition manuscrite grecque // Ibid. S. 141-145;
- Esbroeck M., van. Nathanael dans une homélie géorgienne sur Archanges // AnBoll. 1971. Vol. 89. P. 155-176;
- idem. Une homélie sur l'église attribuée à Jean de Jérusalem // Le Muséon. 1973. Vol. 86. P. 283-304;
- Voicu S. J. "Giovanni di Gerusalemme" e Pseudo-Crisostomo: Saggio di critica di stile // Euntes docete. R., 1971. Vol. 24. P. 66-111;
- Stiernon D. Jean (123) de Jérusalem // DSAMDH. 1972. T. 8. Col. 565-574;
- Nautin P. L'excommunication de S. Jérôme // Annuaire de l'Ecole pratique des Hautes Études. Sect. 5. P., 1973. T. 80/81. Fasc. 2. P. 7-37;
- CPG, N 3620-3627.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Иоанн II" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 512-515
[1] Ὁ Ἅγιος Ἰωάννης Πατριάρχης Ἱεροσολύμων // "Большой Синаксарь" - интернет-версия издания официального органа Элладской Церкви, Апостольской Диаконии - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/2497/sxsaintinfo.aspx
[2] Hieron. Ep. 82. 8 // PL. 22. Col. 740-741
[3] Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4 // PL. 23. Col. 358
[4] Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38
[5] Hieron. Ep. 81 // PL. 22. Col. 735
[6] Hieron. Adv. Rufin. III 33 // PL. 23. Col. 481-482
[7] Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 11 // PL. 23. Col. 363-364
[8] Rufin. Apol. in Hieron. I 13, 16 // PL. 21. Col. 549-554
[9] ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 3-4
[10] Ioan. Chrysost. Ep. 88 // PG. 52. Col. 654-655
[11] Oros. Apol. 3-6 // PL. 31. Col. 1176-1178
[12] Aug. De gest. Pelag. 14 // PL. 44. Col. 337-343
[13] Hieron. Ep. 143 // PL. 22. Col. 1181-1182
[14] Aug. Ep. 179 // PL. 33. Col. 774-778
[15] Aug. De gest. Pelag. 17 // PL. 44. Col. 344-345
[16] Hieron. Ep. 137 // PL. 22. Col. 1163-1164
[17] Aug. De civ. Dei. XXII 8; Sozom. Hist. eccl. IX 16-17; Marcellinus Comes. Chronicon / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. T. 11. P. 72-73; Theoph. Chron. P. 86; Le codex arménien du Jérusalem 121 / Ed. A. Renoux // PO. Vol. 35. Fasc. 1. P. 170, 176-179; Revelatio Sancti Stephani // REB. 1946. Vol. 4. P. 178-217
[18] Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 14 // PL. 23. Col. 365-367
[19] Sinait. iber. 34
[20] PO. T. 21. P. 184
[21] Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 55, 57, 180, 186-187
[22] Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1]. P. 41, 45; [Pars 2]. P. 80, 98
[23] SynCP. Col. 559-576
[24] SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 168-169; [Versio]. P. 166-167
[25] Leroy. 1970. P. 132
[26] PG. 48. Col. 1075-1080; Aldama A., de. Repertorium Pseudochrysostomicum. P., 1965. N 303
[27] PG. 50. Col. 815-820; Aldama. Repertorium. 1965. N 494
[28] PG. 54. Col. 590-593; Aldama. Repertorium. 1965. N 578
[29] PG. 61. Col. 751-756; Aldama. Repertorium. 1965. N 355
[30] BHG, N 1930m; не изд.
[31] Esbroeck. 1971
[32] ср.: Stiernon. 1972. Col. 572
[33] Cyrille de Jéruslem. Catéchèses mystagogiques / Introd. A. Piédagnel. P., 1966. P. 75-78. (SC; 126)