Геласий Кесарийский (+ ок. 394), епископ Кесарии Палестинской, церковный писатель, историк
Геласий был племянником свт. Кирилла Иерусалимского (сыном сестры святителя).
После смерти еп. Кесарийского Акакия (+ ок. 365) два наиболее влиятельных епископа Палестины выдвинули в качестве его преемников своих кандидатов: Евтихий Елевферопольский, представитель партии ариан, поддерживал некоего «старца» Кирилла, а свт. Кирилл Иерусалимский со стороны православных - сначала некоего Филомена, а впоследствии Геласия. Одержавший верх Кирилл вскоре был изгнан, и в 367 году на его место был возведен Геласий (367); однако и он вынужден был уступить кафедру арианину Евзою, поддержанному покровителем ариан имп. Валентом.
С приходом к власти имп. Феодосия I Великого (379) Евзоий был смещен и Геласий получил возможность вернуться на кафедру.
В 381 году еп. Геласий присутствовал на II Вселенском Соборе в Константинополе. В это время он вместе со свт. Кириллом Иерусалимским и др. епископами оказал поддержку свт. Григорию Богослову, войдя с ним в общение против Максима Киника [1].
В 394 году еп. Геласий присутствовал на Соборе в Константинополе, решившем спор из-за Антиохийской кафедры в пользу свт. Флавиана.
Константинопольский патриарх Фотий упоминает о разногласии еп. Геласия с Феофилом Александрийским из-за того, что Геласий оставил в диптихах имя Евсевия Кесарийского, однако до разрыва общения между ними дело не дошло [2].
Согласно «Житию Порфирия Газского» Марка Диакона, к 395 г. на кафедре Кесарии Геласия уже сменил еп. Иоанн.
Краткое упоминание о Геласии находится у блж. Иеронима [3]; более подробные сведения дают свт. Епифаний Кипрский [4] и свт. Фотий [5].
Сочинения
Блж. Иероним характеризует еп. Геласия как писателя, обладавшего отточенным стилем, но скрывавшего свои труды.
Из сочинений Геласия известно 17 отрывков, сохранившихся у блж. Феодорита Кирского, Леонтия Византийского, Севира Антиохийского и в анонимной компиляции «Учение отцов о Воплощении Слова» (Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi), где собраны тексты, касающиеся догмата о двух природах во Христе. Отрывки заимствованы из «Изъяснения учения» (᾿Εξήγησις τοῦ μαθήματος - Doctrina Patrum. P. 31, 92), 2-й кн. трактата «О церковных действиях» (῾Η κατὰ τὴν ἐκκλησίαν πρακτική - Ibid. P. 102), «Слова на Пасху» (Ibid. P. 76), «Слова на Богоявление» (Theodoret. Eranistes. P. 244). По всей видимости, первые два сочинения Геласия представляли собой катехитические и тайноводственные поучения наподобие тех, что дошли до нас от свт. Кирилла Иерусалимского.
Патриарх Фотий упоминает только одно сочинение Геласия - «Церковную историю», продолжавшую одноименный труд Евсевия Кесарийского, над которой Геласий работал по просьбе свт. Кирилла. Со ссылкой на неопределенный источник Фотий уточняет, что Геласий не писал особого сочинения, но ограничился переводом истории Руфина Римлянина [5]. Геласий Кизический в «Церковной истории» также ссылается на текст Геласия под именем Руфина [6]. Этого «Руфина Римлянина» естественно отождествить с Руфином Аквилейским, который в начале V в. перевел «Церковную историю» Евсевия на латынь, добавив к ней две книги с продолжением до смерти Феодосия I (395). Однако, как следует из предисловия Руфина, он приступил к переводу вскоре после 401 года, когда Геласия уже не было в живых. Исходя из этого была высказана гипотеза, что, напротив, Руфин положил в основу двух последних книг «Церковную историю» Геласия.
В настоящее время большинством исследователей признано, что если сочинение еп. Геласия и не легло в основу двух последних книг Руфина, то по крайней мере Руфин пользовался им, так же как Сократ Схоластик, Геласий Кизический, Феофан Исповедник, Георгий Амартол и анонимный автор Жития св. Митрофана.
Кроме того, свт. Фотий упоминает соч. «Против аномеев» некоего Геласия, еп. Кесарии Палестинской, которого он отличает от автора «Церковной истории» [7]. Возможно, этот Геласий занимал кафедру Кесарии после сер. V в. [8]. Фотий характеризует это сочинение как написанное кратко и строго, аттикизированным языком, с четкой аргументацией, однако упрекает автора в недостаточном владении приемами диалектики.
Литература
- Doctrina patrum de Incarnatione Verbi / Ed. F. Diekamp. Münster, 1907. P. 31, 76, 92, 102;
- Diekamp F. Analecta Patristica. R., 1938. P. 16-49. (OCA; 117);
- Theodoret of Cyrus. Eranistes / Ed. G. H. Ettlinger. Oxf., 1975. P. 93, 244;
- Theophan. Chron. P. 11, 24.
- CPG, N 3520-3521;
- Glas A. Die Kirchengeschichte des Gelasius von Kaisareia. Lpz., 1914;
- Scheidweiler F. Die Bedeutung der Vita Metrophanis et Alexandri // BZ. 1957. Bd. 50. S. 74-98;
- Winkelmann F. Untersuch. z. Kirchengeschichte d. Gelasius. B., 1966;
- Honigmann E. Gélase de Césarée et Rufin de Aquilée // Bull. de la Cl. de Lettres de l'Acad. Royal de Belgique. Brux., 1954. T. 40. P. 121-131;
- Quasten. Patrology. T. 3. P. 347-348;
- Nautin P. Gélase (6) // DHGE. T. 20. Col. 299-301;
- Röwekamp G. Gelasius von Cäsarea // LACL. S. 246-247.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. Геласий // Православная энциклопедия, т. 10, с. 542-543
[1] Theodoret. Hist. eccl. 5. 8
[2] Bibl. 227
[3] Hieron. De vir. illustr. 130
[4] Epiph. Adv. haer. 73. 37. 5
[5] Bibl. 89
[6] Rufin. Hist. eccl. Praef. I 1. 7
[7] Phot. Bibl. 88, 102
[8] Aubert R. Gélase (7) // DHGE. T. 20. Col. 301