Прп. Иннокентий Комельский. Миниатюра (XVII в.), Русь |
Память 19 марта, в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев
Родился в Москве и происходил из рода московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского и был отдан в руководство преподобному Нилу Сорскому.
Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединённой келье за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Предвидя свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и предсказал ему: "Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в своих келлиях".
В 1491 году Иннокентий поставил келью в Комельском лесу [2], на речке Еде, впадавшей в реку Нурму. В скором времени к нему стали собираться ученики. Следуя завету учителя, преподобный Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.
Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобного Нила Сорского, он оставил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Святой запретил принимать и постригать в своей пустыни юных и безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял право на келью, а если возвращался, то мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братий. Будущую церковь преподобный просил освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы ибо святой Иоанн - наставник всем инокам и пустынножителям (в дальнейшем монастырь стал называться Преображенским по главному храму).
Скончался преподобный Иннокентий 19 марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан год, месяц и день преставления.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
От ю́ности сосу́д избра́нен бы́л еси́/ и в житии́ Бо́гу послужи́л еси́,/ и́ноков наста́вниче Инноке́нтие,/ потща́лся еси́ ху́ждшее покори́ти лу́чшему,/ те́мже и стра́сти умертви́в,/ возвы́сился еси́ к зре́нию красоты́ несозда́нныя,/ в Бо́зе Ему́же предстои́ши,// моли́, о́тче, Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4
От ю́ности свое́й ве́сь Бо́гу порабо́тился еси, блаже́нне,/ Того́ ра́ди любве́ оте́чество и ро́д оста́вил еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ в не́й жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и чуде́с дарова́ния от Го́спода прия́л еси́,/ преподо́бне Инноке́нтие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Ми́ра и сро́дник удали́вся,/ в пусты́ни неуста́нною моли́твою Бо́гу угоди́л еси́/ и в по́двизе жития́, о́тче, просия́л еси́,/ помина́й на́с, чту́щих усе́рдно па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Инноке́нтие препо́добне.
Ин кондак, глас 4
Оте́чества, преподо́бне, удали́вся/ и всели́вся в пусты́ню,/ та́мо жесто́кое житие́ показа́л еси́/ и мно́гих люде́й житие́м свои́м удиви́л еси́./ Поми́луй на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, преподо́бне Инноке́нтие, о́тче на́ш.
Использованные материалы
- "Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский", страница календаря на сайте Издательства Московской Патриархии:
- Минея-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 85-86:
[1] С ударением на втором слоге это именование содержится в месяцеслове Служебников изд. Московской Патриархии (напр., 2004 г., с. 506). Подтверждение со ссылкой на письмо Вологодского епархиального управления: "Прилагательное "Коме́льский" происходит от названия реки Коме́лы и произносится с ударением на второй слог" - http://cslav.orthonet.ru/viewtopic.php?t=1609
[2] Житие в Минее-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 87, http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar287.html.