Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАКАТАРСИС

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анакатарсис (греч. ̓Ανακάθαρσις τῶν παλαιῶν νόμων - очищение древних законов), наименование деятельности визант. императоров Македонской династии Василия I (867-886) и Льва VI (886-912) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: Исагога, Василики, новеллы имп. Льва VI, Прохирон. Иногда встречается более узкое толкование - как описательное обозначение Василик в их различных редакциях [1].

Целью программы анакатарсиса была замена Эклоги императоров-иконоборцев Льва III (717-741) и Константина V (741-775) другими сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия имп. Юстиниана I (527-565): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов лат. происхождения и переводе классического законодательства в греческую языковую систему.

В XIX веке и до 1980-х годов считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединенных общим названием "анакатарсиса", первоначально, в 879 году, был составлен т. н. Прохирон (греч. ὁ Πρόχειρος νόμος, в слав. и рус. традиции - "Закон градский"), затем, между 879 и 886 годами, возникла Исагога (Εἰσαγωγή; традиц. название "Эпанагога" основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причем последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно двумя комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только Прохирон. Новейшие исследования (А. Шминк), однако, доказывают, что Исагога все же имела статус официального юридического сборника, была составлена около 886 года (при активном участии Константинопольского патриарха Фотия) и предшествовала Прохирону. Содержание ее 40 глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и патриарха.

Из предисловия к Исагоге следует, что первоначально в ходе анакатарсиса "обилие древних законов" (πλάτος τῶν παλαιῶν νόμων) было "очищено" от позднейших наслоений и неточностей и сведено в 40 книг. Как самостоятельный этот сборник не сохранился, но он составил основу для последующих законодательных сводов. В дальнейшем была составлена Исагога, в которой заметно влияние Эклоги иконоборцев (особенно в установлениях, касающихся брака). На смену Исагоге вскоре пришли Василики, а затем Прохирон.

Василики стали крупнейшим кодификационным трудом Македонской династии. Их первичная форма, возникшая при Льве VI около 888 года, получила название τὰ βασιλικὰ ξ´ βιβλία - «императорские 60 книг». Вероятно, при Константине VIII (1025-1028) "60 книг" были подвергнуты дальнейшему редактированию, в результате чего возник сборник, называемый с XI века Василиками (τὰ Βασιλικά). Свод охватывает почти исключительно законы Юстиниана; в области уголовного права отмечены также заимствования из Исагоги при заметном влиянии Эклоги.

Составление Прохирона (ὁ Πρόχειρος νόμος, букв.- удобный для использования закон) ранее датировалось 879 годом или временем между 870 и 878 годами, новейшие исследования (А. Шминк) относят его к 907 году, т. е. к концу правления имп. Льва VI. Прохирон воспроизводит законодательство Юстиниана. В предисловии Исагога подвергается критике за следование законодательству иконоборцев. Некоторые исследователи видят в этом стремление Льва VI ослабить влияние Церкви (в частности, влияние последователей патриарха Фотия, занимавшего резко негативную позицию в отношении четвертого брака императора) на законотворческую деятельность. Подобно Исагоге, Прохирон также состоит из 40 титулов, повторяет некоторые ее установления и распределение материала по титулам. В интитуляции Прохирона упоминаются имена имп. Василия I (отца Льва), Константина (умершего в 879 брата Льва) и самого Льва - т. о., данный сборник включается в традицию кодификации законов, восходящую к основателю Македонской династии. Как следует из предисловия к Прохирону, в ходе работы по кодификации был составлен также (несохранившийся) сборник справочного характера, в который вошли юстиниановские законы, утратившие к тому времени силу.

К программе анакатарсиса имеют отношение 113 новелл Льва VI, представляющее своего рода дополнение к Василикам. Здесь разрабатываются вопросы церковного, наследственного, процессуального и уголовного права, брачных и семейно-имущественных отношений.

Литература

  • Zachariä von Lingenthal K. E. [Hrsg.]. Ο ΠΡΟΧΕΙΡΟΣ ΝΟΜΟΣ: Imperatorum Basilii, Constantini et Leonis Prochiron. Heidelbergae, 1837;
  • Zachariae a Lingenthal C. E. Collectio librorum iuris Graeco-Romani ineditorum. Lipsiae, 1852. P. 53-217 [изд. «Исагоги»];
  • Noailles P., Dain A. [éd.]. Les Novelles de Léon VI le Sage. P., 1944;
  • Scheltema H. J., Wal N. van der, Holwerda D. Basilicorum libri LX A I-VIII (Textus librorum I-LX) und B I-VIII (Scholia in libros I-LX 16). Groningen; Djakarta; den Haag, 1953-1988.
  • Азаревич Д. История византийского права. Ярославль, 1876. Т. 1. Ч. 2. С. 4-115;
  • Zachariä von Lingenthal K. E. Geschichte des griechisch-römischen Rechts. B., 18923. Aalen, 1955r;
  • Бенеманский М.Ο ΠΡΟΧΕΙΡΟΣ ΝΟΜΟΣ императора Василия Македонянина: Его происхождение, характеристика и значение в церк. праве. Серг. П., 1906. Вып. 1;
  • Pieler P. E. Byzantinische Rechtsliteratur // Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Münch., 1978. Bd. 2. S. 445-461;
  • Wal N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985;
  • Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Fr./M., 1986;
  • Schminck A. «Frömmigkeit ziere das Werk»: Zur Datierung der 60 Bücher Leons VI // Subseciva Groningana: Stud. in Roman and Byzantine Law. Groningen, 1990. Vol. 3. P. 79-94;
  • Τρωιάνος Σπ. Ν. Οἱ πηγές τοῦ βυζαντινοῦ δικαίου. ̓Αθήνα, 1986. Σ. 100-114;
  • idem. ῾Ο μέγας Θῶτιος καὶ οἱ διατάξεις τῆς «Εἰσαγωγῆς» // ̓Εκκλησία καὶ Θεολογία. 1989-1991. T. 10. Σ. 489-504;
  • Медведев И. П. Развитие правовой науки // Культура Византии: Вторая пол. VII-XII в. М., 1989. С. 227-235;
  • Fögen M. Th. Legislation und Kodifikation des Kaisers Leon VI // Subseciva Groningana. Vol. 3. P. 23-35;
  • Pieler P. E. ̓Ανακάθαρσις τῶν παλαιῶν νόμων und Makedonische Renaissance // Ibid. P. 61-77;
  • Law and Society in Byzantium: Ninth-Twelfth Centuries / Ed. A. E. Laiou and D. Simon. Wash., 1994;
  • Bochove Th. E. van. To Date and Not To Date: On the Date and Status of Byzantine Law Books. Groningen, 1996;
  • Burgmann L. Zur Organisation der Rechtsprechung in Byzanz (mittelbyzantinische Epoche) // La giustizia nell'alto medioevo (secoli IX-XI). Spoleto, 1997. Vol. 2. P. 905-930.

Использованные материалы



[1]  К. Э. Цахариэ фон Лингенталь, Д. Азаревич, А. Шминк

Редакция текста от: 08.01.2020 14:58:43

"АНАКАТАРСИС" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google