Новацианство (или новатианство) - раскольническое движение III-VII веков, получившие свое имя от Новациана, который восстал против допускавшегося Римским епископом Корнилием благосклонного принятия в Церковь ранее отпавших от нее.
К Новатиану присоединились приверженцы монтанистических взглядов, а затем и Новат, прибывший из Карфагена. Хотя в расколе Новациана проводились мнения противоположные Новатовским, их роднило стремление пресвитеров выйти из-под власти епископов. При деятельном участии Новата скоро произошло формальное отделение раскольников от Римской Церкви, они поставили себе епископом Новатиана.
По мнению Новациана, т.к. Церковь есть общество святых, все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из нее и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. Церковь не может прощать тяжких грешников; если же она их прощает и принимает обратно, то сама делается нечистой, перестает быть святой. Свое общество, в которое не принимались тяжкие грешники, а отщепенцы от Православной Церкви принимались не иначе как через перекрещивание, новатиане называли обществом "чистых" (καθαοί).
Спорящие Римские партии православных и новациан обратились за посредничеством к Церквам Карфагенской, Александрийской и Антиохийской. Святители Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский решительно высказались против Новациана, но Фавий Антиохийский склонялся на его сторону, увлекаясь строгостью его жизни и его строгими требованиями.
Новацианские общества распространились в Карфагене, Александрии, Сирии, Малой Азии, Галлии, Испании и существовали до VII столетия. Причина распространения и относительной стойкости новацианского раскола кроется в строгости его правил и в привязанности некоторых членов Церкви к внешним подвигам благочестия.
Использованные материалы
- "Новациане", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: