ГЕДЕОН (БАЛАБАН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Гедеон (Балабан). Гравюра XVIII века.
Епископ Гедеон (Балабан). Гравюра XVIII века.
Гедеон (Балабан) (1530 - 1607), епископ Львовский и Каменец-Подольский

В миру Балабан [Балобан] Григорий Маркович, родился в 1530 году во влиятельной галицко-волынской шляхетской семье, сын Львовского еп. Арсения (Балабана).

В 1566 году еп. Арсений получил привилей от кор. Сигизмунда II Августа, разрешающий епископу передать в управление своему сыну Григорию все монастыри Львовской епархии. Несмотря на это, в 1569 году Львовский католический еп. Станислав Шломовский воспользовался правом назначать наместников Киевского православного митрополита в галицких землях и выдвинул своего кандидата - Иоанна Лопатку-Осталовского. В течение года в епархии шла борьба между нареченными епископами, каждый из них выхлопотал королевский привилей, подтверждавший его назначение, однако кафедра досталась Лопатке-Остоловскому, принявшему в постриге имя Иона. Гедеон (Балабан) продолжал бороться за свои права в суде, но осуществить их удалось только после смерти еп. Ионы (после 1575). Не надеясь на законное решение вопроса, Балабан обещал дать крупную взятку коронному канцлеру Яну Замойскому, и с согласия последнего львовский староста своей властью ввел Балабана в управление Львовской епархией на основании грамоты кор. Сигизмунда II.

Гедеон (Балабан) неоднократно предпринимал усилия по укреплению церковной дисциплины в своей епархии и защите ее в условиях агрессивной прозелитской деятельности католической Церкви на галицких землях. Он принимал участие во всех Соборах Киевской митрополии, кроме Собора 1594 года. Известны Львовские епархиальные Соборы 1587, 1591 и, возможно, 1593 года. В случае конфликтов с католиками епископ от имени православного населения епархии вносил протестации и выступал в суде, в частности в связи с попытками католиков на православное Рождество 1584 года принудить православных жителей Львова к следованию григорианскому календарю.

Совместно с Антиохийским патриархом Иоакимом VI в 1586 году он выступил за снятие сана со священников, вступивших во второй брак. Хотя позднее выяснилось, что епископ все-таки разрешил некоторым второбрачным священникам служить в храмах Львова, поскольку такие случаи в Западнорусской митрополии были распространены. В марте 1591 года еп. Гедеон посетил вдовствующую Перемышльскую епархию, где вновь указал на недопустимость служения второбрачных священников.

Гедеон (Балабан) стремился укрепить власть архиерея над всеми церковными институтами в епархии и как следствие - имущественное положение епископской кафедры. На протяжении ряда лет он безуспешно пытался восстановить контроль над богатыми монастырями - Уневским Успенским и львовским во имя прп. Онуфрия Великого, получившими статус митрополичьей ставропигии при еп. Арсении (Балабане). Финансовые интересы стали причиной неоднократных попыток еп. Гедеона овладеть Жидичинским Никольским монастырем, относившимся к Луцкой епархии и находившимся под коллективным патронатом волынской шляхты.

С 1586 года Гедеон (Балабан) находился в состоянии острого конфликта с Львовским братством. Братчики неоднократно жаловались Константинопольским патриархам на действия Львовского архиерея. В частности, в 1586 году братство направило патриарху Феолипту II послание с обличением пастырей, которые выступают против "учения и учащих" и не только не наставляют на путь истины недостойных священников, но и покрывают их беззакония, имея в виду Гедеона (Балабана). В конфликте с архиереем братство обратилось за помощью к Киевскому митр. Михаилу (Рогозе), который в 1590 году вмешался в жизнь Львовской епархии, благословлял отдельные инициативы мирян, рукополагал братских священников, добивался благоприятных для братства решений на Соборах Киевской митрополии. Борьба еп. Гедеона с братством и с покровительствовавшим ему митр. Михаилом временами принимала такую острую форму, что в 1593 году еп. Гедеон соборно был запрещен в служении, в 1594 году был извергнут из сана, впрочем, исполнение этого решения было отсрочено и фактически оно не было исполнено.

Еп. Гедеон не без оснований обвинял участников братского движения в том, что они нарушают его канонические права и вторгаются в сферу епископской компетенции (к которой он относил помимо административной власти над епархиальным духовенством богословские, богослужебные и другие вопросы), архиерей препятствовал усилиям епархиальных братств получить ставропигию (т. е. подчинение Киевскому митрополиту или Константинопольскому патриарху). Преследованиям со стороны архиерея подвергались светские и духовные лица, так или иначе связанные с Львовским братством. Вместе с тем еп. Гедеона нельзя считать противником церковных союзов мирян вообще. Отдельные традиционно действовавшие братства Львовской епархии получали поддержку от архиерея, особенно в сфере просветительской деятельности.

Еп. Гедеон хорошо понимал значение просвещения и книгопечатания в условиях, когда православные были вынуждены вступать в полемику с католиками, униатами и протестантами. Он помог Львовскому Успенскому братству в 1586 году выкупить типографию Ивана Фёдорова, заложенную у ростовщиков, продолжал ее поддерживать даже в годы острого конфликта с братством. В 1587 году еп. Гедеон созвал епархиальный Собор, который принял решение о поддержке типографии и школы Львовского братства, о чем архиерей известил епархиальное духовенство. Не добившись от братства добровольного сотрудничества, Гедеон пытался установить контроль над типографией, дважды обращался в светский суд, затем к Константинопольскому патриарху Иеремии II. Патриарх не поддержал архиерея, и Гедеон с родственниками напал на типографию, главного печатника заковал в цепи и выслал из Львова. Преследованиям и нападениям подверглась также львовская братская школа.

В 1602 году еп. Гедеон организовал типографию в Стрятине, в имении племянника Ф. Ю. Балабана, где печатник С. Будзина издал книги "Хиротония: Поучение новоставленному иереови" (ок. 1602) и Служебник (1604). После смерти Будзины типография перешла в собственность Ф. Ю. Балабана, который осуществил издание Требника (1606). В Стрятине начал работать типограф Памво (Берында). Еще одна типография была создана в с. Крылос под Галичем. Она принадлежала еп. Гедеону, при поддержке Львовского Успенского братства выпустила Учительное Евангелие. Деятельность этих типографий включала тщательную текстологическую подготовку изданий: местные рукописи сверялись с русскими, сербскими, молдавскими и валашскими книгами, образцы богослужебных книг были присланы и из Константинополя местоблюстителем патриаршего престола Александрийским патриархом Мелетием Пигасом. В случае разночтений еп. Гедеон либо опирался на современный греческий текст, либо выбирал тот вариант, который был широко принят на украинско-белорусских землях. Готовились к изданию Псалтирь, труды свт. Иоанна Златоуста, "славянская исправленная Библия". После смерти Ф. Ю. Балабана (1606) и еп. Гедеона стрятинская типография была выкуплена киевским Богоявленским братством, имущество крылосской перешло в собственность Львовского Успенского братства.

В своей деятельности еп. Гедеон допускал многочисленные злоупотребления, что, впрочем, было характерно для церковной и общественной жизни того времени: назначал на должности в епархии своих родственников, применял физическую расправу по отношению к противникам, обращался в светский суд по духовным вопросам, что запрещалось соборными постановлениями. В 1592 году еп. Гедеон при помощи Тырновского митр. Дионисия изготовил две фальшивые грамоты, будто бы написанные Константинопольским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митрополита. Последний обвинялся в том, что он вмешивался в дела чужой (Львовской) епархии, разрешал служить литургию второбрачным и вдовым священникам и проч., грамоты содержали требование избрать нового митрополита. Фальшивки были разоблачены, однако их авторы не понесли наказания.

Не получив поддержки в борьбе за упрочение собственной власти ни от Константинопольского патриарха Иеремии, ни от светских властей Речи Посполитой, еп. Гедеон стал одним из инициаторов "избавления от неволи" со стороны Константинопольского патриарха и заключения унии Киевской митрополии с католической Церковью, участвовал во всех обращениях западнорусских епископов к папе и королю до июня 1595 года. Перед угрозой заключения унии Львовское братство было вынуждено прекратить борьбу со своим архиереем, и еп. Гедеон перестал участвовать в унийных инициативах. 9 июня 1595 года он в присутствии кн. К. К. Острожского примирился с братством, заявил, что "нигды... не позволял на тое отступленье", и дал письменное обязательство "мощью стать" против унии. 1 июля последовало его публичное заявление во владимирском городском суде в присутствии кн. К. Острожского, что он ничего не знал о переговорах об унии и что сторонники унии воспользовались чистыми бланками с его подписями.

Еп. Гедеон и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) присутствовали на православном Соборе в Бресте в октябре 1596 года, возглавляемом экзархом Константинопольского патриарха протосинкеллом Никифором, и подписали все соборные деяния. Оба архиерея были лишены сана и анафематствованы подписавшими унию епископами и митрополитом, что подтвердил универсалом кор. Сигизмунд III Ваза. 4 августа 1597 года местоблюститель Константинопольского престола Александрийский патриарх Мелетий (Пигас) до выборов нового Киевского митрополита назначил еп. Гедеона своим экзархом наравне с протосинкеллом Кириллом Лукарисом и кн. К. Острожским.

В качестве главы православной Киевской митрополии еп. Гедеон рукополагал священников, назначал игуменов и архимандритов, освящал церкви, подписывал антиминсы в тех епархиях, чьи архиереи приняли унию, публично проклинал митрополита и других архиереев-униатов. По просьбе еп. Гедеона в Уневском монастыре поселился старец Иезекииль (Княгиницкий), вернувшийся с Афона на родину. Племянник епископа, архим. Уневского монастыря Исаия (Балабан), разрешил ввести в монастыре общежительный устав по обычаю Св. Горы. После того как в 1603 году старец Иезекииль принял схиму с именем Иов и решил покинуть монастырь, стремясь к уединению, другой племянник епископа, Адам, предложил ему место в своем имении Угорники при церковь во имя арх. Михаила, где схим. Иов основал скит.

В 1596 году Львовское Успенское братство заключило с еп. Гедеоном перемирие на год, затем тяжба была продолжена, хотя и в более сдержанной форме, чтобы не допустить вмешательства католических и униатских властей. В 1601 году архиерей попытался захватить казну братства, в ответ братчики отказались признать его патриаршим экзархом. В 1602 году было достигнуто окончательное примирение.

За противодействие насаждению унии еп. Гедеон был приговорен польск. властями к изгнанию, но на сейме 1603 года это решение было отменено по требованию сенаторов и послов Волынского и Киевского воеводств. Кроме того, еп. Гедеон дважды (в 1599 и 1605) получал от короля письма с выражением крайнего неудовольствия. В мае 1604 году униатский митр. Ипатий Потей прибыл во Львов, чтобы добиться подчинения епископа и духовенства его власти, но в результате согласованных действий братства и еп. Гедеона вынужден был уехать, ничего не добившись. Кн. К. Острожский по просьбе еп. Гедеона и Львовского братства подал протест королю на действия митрополита. Заступничество магната и желание сохранить общественный порядок в стране заставили короля подписать письма митрополиту и львовским бурмистрам, с тем чтобы первый прекратил свою "фурию", а последние не притесняли русских и не препятствовали им в занятиях ремеслами и в отправлении богослужения.

Епископ Гедеон скончался 10 февраля 1607 года.

Еп. Гедеон хотел, чтобы после его смерти Львовским епископом стал архим. Исаия (Балабан), но по соглашению с братством в 1602 году был вынужден разрешить проведение выборов архиерея. Исаия (Балабан), еще в 1595 году получивший королевскую грамоту, по которой мог наследовать Львовскую кафедру, после кончины еп. Гедеона повел себя как нареченный епископ и разослал духовенству приглашение на выборы, но в результате противодействия Успенского братства новым епископом стал Иеремия (Тиссаровский). Сохранились сведения о родственниках еп. Гедеона (помимо названных выше), принимавших активное участие в его делах: о братьях Василии и Юрии, племяннике Гедеоне, архим. Жидичинского монастыря.

Литература

  • АЗР. Т. 4. СПб., 1851;
  • АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской правосл. Церкви (1423-1714). К., 1904;
  • Monumenta confraternitatis stauropigianae leopoliensis / Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895;
  • Левицкий О. И. Внутреннее состояние Западнорус. Церкви в Польско-Литовском гос-ве в кон. XVI в. и уния. К., 1884;
  • Петров Н. И. Львовский еп. Гедеон Балобан и его деятельность в пользу Православия и рус. народности в Галиции и Юго-Зап. крае России // ПРСЗГ. 1885. Т. 8;
  • Гильтебрандт П. А. Гедеон Балабан и его три книги // Памятники полемич. лит-ры в Зап. Руси. Кн. 3. СПб., 1900. (РИБ; Т. 19);
  • Украïнськi письменники: Бiобiблiогр. словник / Ред. Л. Е. Махновець. К., 1960. Т. 1;
  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. М., 1996;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 5. М., 1996 (по указ.);
  • Лукашова С. С. Конфликт Львовского еп. Гедеона Балабана и Успенского братства // Славянский альманах, 1999 г. М., 2000. С. 36-52;
  • она же. «Мы, нижей подписанные» - Львовский синод 1595 г. в истории Брестской унии // Славянский альманах, 2000 г. М., 2001. С. 12-20;
  • Cilwicka M. Prawosławny ród Bałabanów // Kościół prawosławny w dziejach Rzeczypospolitej i krajów sąsiednich. Białystok, 2000. S. 204-217.

Использованные материалы

Редакция текста от: 29.06.2021 07:05:31

"ГЕДЕОН (БАЛАБАН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google