Сщмч. Мефодий Патарский |
Память 20 июня
Был епископом, вероятнее всего, в Филиппах Македонских [1]. Один из главных полемистов III века против современных ему языческо-философских и еретическо-христианских доктрин, особенно тех, средоточием которых был Тир.
Отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ошибочных учений Оригена (Мефодий стал первым известным критиком Оригенова учения), нравственные поучения, толкования Священного Писания.
Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя, и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в "греческой Халкиде" [2].
Усекновение главы святого Мефодия Патарского |
Почитание
Блаженный Иероним Стридонский упоминает о святом Мефодии в своей книге "О знаменитых мужах". Леонтий Византийский в VII веке включал Мефодия в число знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до правления Константина Великого. При этом уже к тому времени память о месте святительства Мефодия потускнела и в последующие века труды святого носили его имя с прибавлением "Филиппийский", "Патарский", "Олимпский (Олимпийский)" или даже "Тирский".
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли, / якоже Авелева к Богу, / Богомудре святителю Мефодие, / ясно проповедавый Божие вочеловечение. / Темже и посрамил еси Оригенову лесть, / и преставился еси в Небесный чертог./ Моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак, глас 4
Священнотаинник Святыя Троицы, / и яже паче ума повелений Божественных проповедник, / и православным утверждение был еси, Мефодие, / злославныя обличил еси смыслы, / правоверия ради кровию твоею священномученик явлься, / и Христу со Ангелы предстоя, // моли спастися нам.
Творения
Из его сочинений в целом виде сохранились до нашего времени лишь немногие:
- "О свободе воли, против валентиниан". Здесь опровергается мнение о материи как начале, совечном Богу, и как источнике мирового зла. В рассуждении "о жизни и деятельности разумной", составляющем вторую часть этого сочинения, говорится о причинах неравенства людей по общественному положению и материальному достатку, о невозможности полного равенства, об обязанности богатых помогать бедным и страждущим.
- Обширное рассуждение "О воскресении". Оба эти сочинения сохранились в подлиннике лишь в небольших отрывках, но позже найдены в полном составе в славянском переводе, в рукописи московской синодальной библиотеки.
- "Пир десяти дев" — сочинение, направленное против древних эротических культов и учения некоторых христианских еретиков; единственное, сохранившееся в полном составе в греческом подлиннике.
Все три названных сочинения написаны в форме диалога; последнее даже носит название одного из разговоров Платона (συμπόσιον) и подражает ему в плане. Мысли сщмч. Мефодия повторяют многие отцы церкви IV в. "Пир десяти дев" послужил предметом пародии для Боккаччо в его "Декамероне" [3].
Из обширного сочинения Мефодия Патарского "Против Порфирия" сохранилось лишь несколько фраз в "Параллелях" Иоанна Дамаскина; точно так же лишь отрывки сохранились из сочинения Мефодия Патарского против Оригена и оригенистов и из его толкований на св. Писание. В "Библиотеке" Фотия сохранен отрывок из сочинения свт. Мефодия "О сотворенном".
В полном составе дошли до нас две проповеди сщмч. Мефодия Патарского; сохранилось и несколько отрывков из других его проповедей. Его проповеди замечательны как немногие дошедшие до нас образцы древнейшего, так называемого профетического типа проповеди.
Известные издавна сочинения Мефодия Патарского, изданные по частям в разное время и разными лицами (Комбефизом, Алляцием, Поссини), собраны у Галланди в "Bibliotheca veterum Patrum" (Венеция, 1755 и 1785), y Миня: "Patrologiae cursus" (series graeca, т. XVIII, П., 1857) и у Ягна: "S. Methodii opera" (Галле, 1865). По изданию Ягна сделан русский перевод профессором Е. И. Ловягиным: "Св. Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений" (СПб., 1877). Отрывки из сочинений Мефодия Патарского, найденные в новейшее время, собраны у Питры, в его "Analecta Sacra" (Рим, 1884).
Литература
- Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПб., 1885, 314-339.
Использованные материалы
- Страницы календаря портала Православие.Ru:
- "Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский", страница Отечника православной энциклопедии Азбука веры:
- Михаил (Чуб), архиеп. Вологодский, "Святой священномученик Мефодий и его богословие", Богословские труды (Москва), 1973, № 11, с. 8-19:
- http://www.btrudy.ru/resources/BT10/7_Mikhail.pdf (материал использован частично)
[1] "Филиппы в Македонии должны быть признаны в настоящее время наиболее надежно удостоверенной кафедрой святителя, которого принято было в течение весьма долгого времени называть то Патарским, то Олимпским, то даже Тирским" пишет архиепископ Вологодский Михаил (Чуб) в ст. "Святой священномученик Мефодий и его богословие", Богословские труды (Москва), 1973, № 11, с. 8-19, http://www.btrudy.ru/resources/BT10/7_Mikhail.pdf. Указания на епископство в Филиппах встречаются как в греческих так и в славянских рукописях, Иоанн I Антиохийский пишет о нём как об архиерее в "Элладе и Иллирике"; блаженный Иероним Стридонский в своём сочинении "О знаменитых мужах" пишет что Мефодий был "епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира"; в более поздней греческой традиции широко распространено указание кафедральным городом Мефодия Патар в Ликии.
[2] По свидетельству блаженного Иеронима. О знаменитых мужах, 83.
[3] см. в "Вестнике Европы" 1893 г. исследование профессора Н. И. Барсова: ""Пир десяти дев" М. и "Декамерон" Боккачио"