А. А. Зимин. Фотография. 1954 г. (ГПИБ) |
Родился 22 февраля 1920 года в Москве. Его отец, А. И. Зимин, как и ряд других представителей рода, был коннозаводчиком, к 1917 году имел чин полковника.
В 1938-1941 годах Александр Александрович учился на историческом факультете МГУ, после эвакуации из Москвы в ноябре 1941 года зачислен на историко-филологический факультет Среднеазиатского гос. университета, который окончил в 1942 году. В том же году поступил в аспирантуру Института истории АН СССР (научный руководитель - чл.-кор. АН СССР С. В. Бахрушин).
В 1947 году, после защиты канд. диссертации о землевладении и хозяйстве Иосифо-Волоцкого монастыря [1], был принят на работу в Институт истории (с 1968 - Институт истории СССР) АН СССР, начал преподавание в Московском гос. историко-архивном институте.
В 1951/52 учебном году преподавал в МГУ.
С 1956 по 1980 год являлся членом Археографической комиссии (в 1957-1963 - член ее бюро).
В 1959 году защитил докторскую диссертацию "И. С. Пересветов и его современники" [2].
В 1967-1970 годы преподавал в Гос. педагогическом университете им. В. И. Ленина.
С 1970 года - профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин Московского гос. историко-архивного института.
Скончался 25 февраля 1980 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Труды
Характерной чертой творчества Александра Александровича было сочетание поисков новых архивных документов с исследовательской деятельностью и разработкой теории и методики источниковедения и других специальных дисциплин. Перу Зимина принадлежит 14 монографий (половина опубликована посмертно), посвященных проблемам социально-политической истории России, истории общественной мысли, вопросам историографии и источниковедения.
Зимин внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерусских произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» [3]. Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифо-Волоцкого монастыря [4], ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной Зиминым и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2).
Зимин исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монгольских властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневекового периода истории Русской Церкви. Зимин был редактором и составителем многих других сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями [5].
Публикация источников привела Зимина к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» [6], «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» [7], «Выпись о втором браке Василия III» [8] и др. В 1963 году Зимин подготовил к изданию хронологический перечень актов архива суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни Зимин обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева монастыря. Методику генеалогического анализа Зимин активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев русского средневекового общества. В нач. 1950-х Зимин читал курс дипломатики в Историко-архивном институте, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.
Общие вопросы церковной истории не входили в сферу научных интересов Зимина, что не помешало ему во многих статьях и монографиях исследовать отдельные аспекты церковной жизни, преимущественно в XVI в. Оставаясь в рамках советской исторической терминологии, Зимин в своих работах сумел нарисовать широкое полотно политической и духовной жизни России; всеобъемлющее использование научной литературы и источников придает мн. его наблюдениям фундаментальный характер. На протяжении всей научной деятельности в поле внимания Зимина находились вопросы, связанные с историей Иосифо-Волоцкого монастыря. Канд. диссертация (6 т. текста и приложений) была написана ученым по рукописным материалам пяти архивных хранилищ страны, а также по спасенным Зиминым двум хозяйственным книгам монастыря. В монографии, посвященной Волоколамскому монастырю (Крупная феодальная вотчина. 1977), Зимин впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. Зимин подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского монастыря ученый дополнил анализом двух редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского монастыря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича, как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: "Царь… властию… подобен есть вышнему Богу". Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал Зимин в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере митр. Макария, ученика прп. Иосифа. В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье Зимин издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря Зимин написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос. управлении митр. Даниила. Отдельную статью Зимин посвятил отношению к опричнине митр. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 году вышла работа Зимина, посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)).
Одной из тем, активно разрабатывавшихся ученым, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV-XVI вв. В 1963 году Зимин сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов (Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV-XVI вв. // История, фольклор, искусство славянских народов: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М.,1963. С. 91-119). В ст. «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» (Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128-138) и в монографии «Россия на рубеже XV-XVI вв.» (М., 1982) историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков сер. XVI в. М. Башкина, Феодосия Косого, а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в кн. «И. С. Пересветов и его современники».
Зимин принял участие в издании первой в советский период коллективной монографии, посвященной истории Русской Церкви: «Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967. С. 110-125, 145-161 (гл. 7: «Борьба за подчинение Церкви государству. Учреждение патриаршества» (совм. с В. И. Корецким); гл. 9: «Церковная реформа и раскол» (совм. с А. М. Сахаровым и Е. Ф. Грекулом)). Историк выступил соавтором и др. коллективных научных трудов: «История Москвы» (М., 1952. Т. 1), «Очерки по истории СССР: Период феодализма (кон. XV - нач. XVI в.)» (М., 1955), «Всемирная история» (М., 1958. Т. 4), «История СССР с древнейших времен до наших дней» (М., 1966. Т. 2). Зимин был редактором и составителем собрания сочинений В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2, 3 (подгот. текста и коммент. совм. с В. А. Александровым); Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983 (сост. и коммент. совм. с Р. А. Киреевой)).
Зимин - автор концепции о позднем (1780-е годы) происхождении «Слова о полку Игореве» (см. монографию Зимина: «Слово о полку Игореве». М., 2006). Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник кон. XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архим. ярославского Преображенского монастыря Иоиля (Быковского). Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом.
Архив ученого хранится у его вдовы В. Г. Зиминой.
Памяти Зимина посвящены сборники статей: «Россия на путях централизации» (М., 1982; вышел без печатного посвящения) и «Essays in Honor of A. A. Zimin» (Columbus (Ohio), 1985), ряд научных трудов его коллег и учеников. 13-18 мая 1990 г. в Московском историко-архивном институте прошли I чтения в память Зимина (публ. тезисов: Спорные вопросы отеч. истории XI-XVIII вв.: Тез. докл. и сообщ. М., 1990. 2 вып.). Вскоре проведение чтений стало регулярным (публ. тезисов и докладов: Россия в X-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. II чт. пам. А. А. Зимина. М., 1995. 2 ч.; Россия в IX-XX вв.: [Сб. ст. и тез. докл. II чт., посвящ. памяти Зимина]. М., 1999; Историк во времени: III Зиминские чтения: Докл. и сообщ. науч. конф. М., 2000; IV чтения памяти д-ра ист. наук А. А. Зимина: Тез. докл. Москва, 19-22 апр. 2005 г. М., 2005. 2 ч.).
Сочинения
- О политической доктрине Иосифа Волоцкого». ТОДРЛ. Т. 9. 1953. С. 159-177;
- Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960;
- Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292
- Холопы на Руси: (С древнейших времен до кон. XV в.). М., 1973;
- Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря. Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29
- Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции. М., 1978;
- Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84)
- Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 (совм. с А. Л. Хорошкевич);
- В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986;
- Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988;
- Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991;
- Правда русская. М., 1999; Опричнина. М., 2001.
- "Слово о полку Игореве". М., 2006
Литература
- Каштанов С. М. А. А. Зимин - исследователь и педагог // История СССР. 1980. № 6. С. 152-157;
- Лурье Я. С. Об А. А. Зимине - источниковеде и текстологе // ВИД. 1982. Вып. 13. С. 329-331;
- он же. Из восп. об А. А. Зимине // Одиссей: Человек в истории, 1993. М., 1994. С. 194-208;
- Панеях В. М. Вспомогательные науч. дисциплины в науч. наследии А. А. Зимина // ВИД. 1983. Вып. 14. С. 107-135;
- Хорошкевич А. Л. Памяти А. А. Зимина // Историографический сб. Саратов, 1983. Вып. 10. С. 107-122;
- Waugh D. C. A. A. Zimin's Study of the Sources for Medieval and Early Modern Russian History // Essays in Honor of A. A. Zimin / Ed. D. C. Waugh. Columbus (Ohio), 1985. P. 1-58;
- Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992. С. 177-180, 187-191;
- он же. А. А. Зимин: Ученый. Человек // Ист. наука в России в XX в. М., 1997. С. 353-368;
- Буганов В. И. А. А. Зимин о социальных движениях в феод. России // ОИ. 1995. № 4. С. 153-158;
- Киреева Р. А. Из истории советской ист. науки кон. 1940-х гг.: Первое вето в науч. жизни А. А. Зимина // АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 222-228;
- А. А. Зимин: [Сб.] / Сост.: В. Г. Зимина, Л. Н. Простоволосова. М., 2005.
- Хорошкевич А. Л. Список печатных трудов А. А. Зимина: [1941-1981] // АЕ за 1980. М., 1981. С. 274-284;
- Библиография тр. А. А. Зимина: [1941-1983] / Сост.: Дж. Афферика // Essays in Honor of А. А. Zimin. Columbus (Ohio), 1985. P. 59-88;
- Гульчинский В. И. А. А. Зимин: Биобиблиогр. указ. М., 2000.
Использованные материалы
- А. Л. Хорошкевич. "Зимин Александр Александрович" // Православная энциклопедия, Т. 20, С. 139-142
[1] частично изд.: Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977
[2] опубл.: И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958
[3] КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75
[4] Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым
[5] Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку // Памятники Куликовского цикла / Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.
[6] Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России: Сб. ст. к 70-летию А. А. Новосельского. М., 1961. С. 247-251
[7] Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135
[8] ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148