Московский собор 1525 года, против прп. Максима Грека и его сотрудников
Сведения об этом Соборе и последующем Соборе 1531 года дошли не в подлинных судных списках, а в текстах, составленных позднее на основе этих документов и прошедших специальную литературную обработку. Поэтому в них с большим трудом удается отграничить материалы, относящиеся к 1525 году, от материалов 1531 года.
На соборных заседаниях в апреле-мае 1525 года, проходивших в палатах великого князя под председательством митр. Даниила, были осуждены прп. Максим Грек, отправленный в заточение в Иосифо-Волоцкий монастырь, архим. Новоспасского монастыря Савва Грек, посланный в Возмицкий монастырь, и ученик прп. Максима Селиван, сосланный в Иосифов или в Соловецкий монастырь.
Собор признал главной виной прп. Максима внесение искажений в русские богослужебные книги в ходе исправления их по греческим образцам. На Соборе были представлены соответствующие тексты и показания свидетелей (очевидно, писцов) о том, что правка делалась по указаниям Максима Грека. Участники Собора пришли к выводу, что ошибки были сделаны сознательно и отражают еретические взгляды переводчика. Прп. Максим не признал справедливость данного обвинения.
Второстепенный характер имели выдвинутые на Соборе против прп. Максима обвинения в том, что он считает незаконной практику поставления московских митрополитов местными епископами и предлагает митрополиту ездить на поставление к патриарху в Константинополь (справедливость этих обвинений Максим признал). Как видно из материалов Собора 1531 года, Максиму Греку приписывались и гораздо более острые высказывания о том, что самостоятельно избирая предстоятеля Церкви, русские епископы "во всем христьянстве смуту великую" учинили. Возможно, одной из причин осуждения святогорца в 1525 году была его позиция по отношению к разводу и второму браку великого князя Василия III.
24 мая 1525 года митр. Даниил послал грамоту волоколамскому игум. Нифонту (Кормилицыну), в которой помимо изложения причин осуждения прп. Максима даны указания о режиме его содержания в Волоколамском монастыре. Прп. Максиму было запрещено причащаться, вместе с тем в послании митрополита определен круг сочинений отцов Церкви и житий святых, которые следовало дать осужденному "в прочитание", чтобы он мог осознать свои ошибки.
Разбор дела прп. Максима Грека был продолжен на Соборе 1531 года.
Использованные материалы
- Архим. Макарий (Веретенников), Б. Н. Флоря, А. А. Турилов. "Даниил, митр. Московский и всея Руси" // Православная энциклопедия, т. 14, с. 66-76