Авва Шенуте Архимандрит. Фреска, ок. VII в., алтарь храма Красного монастыря близ г. Сохаг, Египет. Фото E. Bolman (American Research Center in Egypt) |
Родился в деревушке Шеналолет (как предполагают, ныне это селение Гезирет-Шандавиль, севернее города Сохаг, Египет) [2] в семье крестьянина. В детстве он был отдан отцом в подручные к пастуху и пас овец.
Затем его дядя по матери Пжоль, настоятель Белого монастыря, взял его в обитель. Здесь он показал себя как суровый подвижник и деятельный монах, сделался выдающимся оратором и писателем, а также волевым руководителем. В 383 году, после кончины дяди, наследовал ему на посту настоятеля.
Значительно перестроил и расширил вверенную ему обитель, вникая во все детали монастырской жизни. Вокруг Белого монастыря появились другие, подчинённые Шенуте, в том числе женский. К концу земной жизни чтимого аввы и архимандрита под его началом было 2200 монахов и 1800 монахинь. В этих обителях был принят устав на основе Пахомиева, но более строгий (часто применялись телесные наказания, что однажды даже привело к смертельному исходу).
Прославленный настоятель стал выдающейся личностью в жизни Верхнего Египта конца IV-первой половине V века. Помимо управления монастырём и другими подчиненными ему монашескими общинами, он заступался за бедняков, выступал против злоупотреблений чиновников и помещиков. За стенами его монастыря укрывались окрестные жители во время набегов кочевников; монастырь кормил и поил их в течение многих дней, больных лечили монастырские врачи, а пленных выкупали на средства монастыря. Его влияние было столь велико, что во время народных волнений в Александрии комит и префект являлись к нему за объяснениями.
Его "Житие" изобилует описаниями чудес, которыми Шенуте славился и за пределами Египта. Славянское предание сохранило повествование, о том как однажды перед сражением император Феодосий Великий послал за знаменитым подвижником, чтобы заручиться его благословением и молитвами. Шенуте велел ему передать, что не может явиться в Константинополь, но прислал царю свою иноческую рясу и посох. Отправляясь в бой, император надел эту рясу под доспехи, взял в руку его посох и, благодаря молитве Шенуты, одержал блестящую победу. Поэтому египетского подвижника прозвали знаменосцем.
В своей борьбе с язычеством известен сожжением языческих храмов и диспутами с языческими философами. Как поборник чистоты веры, был избран сопровождать святителя Кирилла Александрийского на III Вселенский Собор в Эфесе, где боролся с ересью Нестория.
Скончался 7 числа месяца эпипа (т. е. 1 июля), после краткой болезни.
Шенуте и монофизитство
Согласно распространённой ныне точке зрения, с вызреванием новой христологической смуты Шенуте поддержал монофизитство и стал его главным распространителем среди египетского монашества и простого народа [3]. Заявляется, что он рьяно поддержал Диоскора на Разбойничьем Соборе в 449 году [4].
Однако, если Шенуте скончался в 436 году, как утверждают некоторые исследователи [5], он не мог участвовать в Разбойничьем Соборе и заниматься деятельным насаждением монофизитства в противоположность Православию. Развёрнутая биографическая статья о Шенуте в "Коптской энциклопедии" также ничего не говорит о его позиции в монофизитском споре и предполагаемом участии в Соборе 449 года [6].
Сочинения
Оставил богатое литературное наследние, став классиком коптской словесности. Ему принадлежат проповеди и поучения, послания и правила монастырского общежития. Многие из дошедших до нас произведений Шенуте являются полемическими обличениями язычества и иных христианских исповеданий, другие касаются нравственности и распорядка монастырской жизни. Есть и описания аллегорических видений, и документально точные описания нашествий кочевников. Кроме коптского, труды его сохранились на эфиопском, ассирийском и арабском. До сих пор не все произведения, атрибуированные ему, изданы; для некоторых из них атрибуция ошибочна.
Знал греческий язык, но писал на коптском. Великолепное владение словом оказывали и оказывают сильнейшее воздействие на его аудиторию. В совершенстве пользуется метафорами, сравнениями, аллегориями, приводя живые примеры, вызывая в представлении слушателей прекрасные и устрашающие образы, грозно громя пороки и поэтически воспевая добродетели. Его сочинения также являются примерными с грамматической точки зрения: строгость и стройность синтаксических построений сочетается в них с богатством синтаксических средств. Для последующих поколений коптских писателей он остался непревзойдённым образцом.
Память
"Житие" Шенуте, написанное его учеником и непосредственным преемником по настоятельству Белым монастырем Бесой (Висой), сохранилось в бохайрской, арабской и эфиопской версиях, между которыми есть отличия. Франсуа Но [7] предполагал, что оригинал "Жития" Шенуте был создан на греческом, с которого были сделаны независимо сирийский и коптский переводы (к коптскому тексту восходят последовательно арабский и эфиопский) [8].
Согласно преданию, после кончины Шенуте жители Ткоу (Кау эль-Кебир, греческий Антеополь, напротив города Тима), Шмина (город Ахмим) и Псой (Эль-Манша, греческая Птолемаида Ермейская) собрались в Белом монастыре, чтобы утешать его ученика и наследника, Бесу, и просили его рассказать о жизни Шенуте. В результате было составлено "Житие" Шенуте, делающее акцент на связанных с ним чудесах. Шенуте стал основоположной личностью в становлении Коптской церкви - классиком и во многом создателем коптского литературного языка и великим деятелем коптского монашества. В Коптской церкви Шенуте поныне остаётся одним из наиболее почитаемых святых и носит эпитет "Великого"; широко его почитание и в других антихалкидонитских сообществах.
Одно сказание о Шенуте - эпизод о его благословении императора Феодосия Великого и чудесной помощи царю через рясу и посох монаха - проникло в некоторые месяцесловы Православной Церкви, где подвижник именуется на греческий лад Сеннуфием (Сенуфием, Синуфием) Знаменосцем. В частности, это сказание встречается в "Житиях" святителя Димитрия Ростовского, в составе повествования о перенесении мощей мучеников Кира и Иоанна под 28 июня [9]; в "Охридском Прологе" святителя Николая (Велимировича) [10] и в "Житиях" Макария Симонопетрского [11] Сеннуфию под этой датой даже указана отдельная память. Однако во всех этих случаях содержание житийного сказания ограничивается лишь эпизодом с императором Феодосием, а параллель со знаменитым Шенуте Атрипским не проводится.
Литература
- Schroeder C. T., Monastic Bodies. Discipline and Salvation in Shenoute of Atripe, Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2007.
- Ariel G. Lopez., Shenoute of Atripe and the Uses of Poverty. Rural Patronage, Religious Conflict, and Monasticism in Late Antique Egypt. Publication Year: 2013:
Использованные материалы
- Изречения Египетских Отцов. Памятники литературы на коптском языке, введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской, СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001:
- Georges Florovsky, Fr., The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers:
- Иоанн Мейендорф, прот., Единство Империи и разделения христиан:
[1] Датировки обычно согласуются с указанием "Жития Шенуте" Бесы (Висы) на то, что Шенуте прожил 118 лет. У о. Георгия Флоровского кончина датируется периодом с 450 по 466 год; у Еланской годы жизни указаны как 333-451, а у о. Иоанна Мейендорфа - ок. 348-466. См. Fr. Georges Florovsky, The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers, http://www.holytrinitymission.org/books/english/fathers_flor...htm; Изречения Египетских Отцов. Памятники литературы на коптском языке, введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской, СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001, http://fond.predanie.ru/lib/index-read.php?ELEMENT_ID=82914; Иоанн Мейендорф, прот., Единство Империи и разделения христиан, http://predanie.ru/lib/book/71912/. Особняком стоит мнение, высказанное в "Святоотеческой библиографии" А. Г. Дунаева, что "вопреки установившимся в науке мнениям, основанным на ненадежных и даже легендарных сведениях, кончина Шенуте датируется 7 епифа (1 июля) 436 г., в возрасте 75—77 лет". См. http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Shenute.htm
[2] Локализация селения, согласно Изречения Египетских Отцов. Памятники литературы на коптском языке, введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской, СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001
[3] Волков Д. В., История Христианства, СПб., 2011, http://refdb.ru/look/1877694-pall.html
[4] Иоанн Мейендорф, прот., Единство Империи и разделения христиан, http://predanie.ru/lib/book/71912/
[5] См. "ИАБ. Раздел 4 Шенуте из Атрипы и его ученик Беса", Святоотеческая библиография А. Г. Дунаева, http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Shenute.htm
[6] Kuhn, K. H., "Shenute, Saint", The Coptic Encyclopedia, Aziz S. Atiya, ed., NY: Macmillan, 1991, vol. 7, http://ccdl.libraries.claremont.edu/cdm/singleitem/collectio...c/3
[7] См. его изд .сирийской версии Жития: F. Nau. Une version syriaque inédite de la Vie de Schenoudi // Revue sémitique d’épigraphie et d’histoire ancienne. 1899. 7. 356-368; 1900. 8. 153-167, 252-265, http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5453721v
[8] "ИАБ. Раздел 4 Шенуте из Атрипы и его ученик Беса", Святоотеческая библиография А. Г. Дунаева
[9] Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, 28 июня, "Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна", http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546
[10] Охридский пролог за 28 июня, по-русски: http://zlatoslov.ucoz.net/okhridski_prolog-juni.pdf; по-английски: http://98.131.104.126/prolog/June28.htm
[11] Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 809.